Газета «Наш Мир»
«Холодной войны» не будет, санкции к нам тоже не применят. Так убеждают друг друга и нас крупнейшие российские эксперты. А почему не будет? Нас что, боятся? Чем же мы так настращали Америку?
Комментирует профессор ГУ Высшей школы экономики, академик РАЕН, директор Института опережающих исследований Юрий Громыко:
— Страшилок в отношении с Америкой быть не может. Если мы уйдём с рынков, например, стали, то мы их просто потеряем — их окончательно займут, например, бразильцы и Лакши Митал — владелец крупнейшей сталелитейной компании. Но, например, «Северсталь» и не сможет сейчас уйти с этого рынка,потому что только летом купила там ещё одно сталелитейное предприятие.
То же самое с нефтью. Тем более, возможный приход к власти демократов будет связан с падением раздутых цен на нефть. Кстати, ОПЕК вчера уже приняло решение по уменьшению добычи черного золота.
Поэтому дешёвые страшилки не сработают. Нам следует быть не «страшными», а умными в первую очередь. И основная «игра» с США пойдёт за перехват лидерства, а точнее, за выделение секторов, в которых мы тоже будем занимать важные позиции. (После Ельцинских лет небытия это сделать будет очень трудно).
Основное, чем может «навредить» наша страна Америке, — это созданием условий для возвращения в Россию сверхкомпетентов — высокоподготовленных мультипрофессионалов, умеющих создавать новые технологии и управлять активами, которые в данный момент работают во многих высокотехнологичных отраслях Америки. Есть уже предварительные подсчёты: если в Россию вернутся всего 200-300 таких человек — которые работают в электронных фирмах, на лазерных производствах, занимаются биофотоникой, — то в США «схлопнутся» и перестанут существовать 3-4 отрасли. Поэтому чем быстрее мы сможем организовать условия для привлечение мозгов и блокировать утечку мозгов, тем опаснее будет наше воздействие. Многие наши соотечественники хотели бы вернуться, но нужны соответствующие условия жизни.
Второй способ — это контрпропаганда и обнаружение неразрешимых противоречий между белым населением, неграми, исповедующими ислам, латиноамериканцами и различными сектами, например, мормонами. Обнаружение этих противоречий в условиях сокращения производства и занятости способно взорвать страну.
Но главное не в том, чтобы «навредить» США. Ведь если мы уйдём с рынков и перестанем бороться за конкурентные преимущества своей продукции, когда необходимо постоянно улучшать её качество, снижая её себестоимость, мы навредим сами себе. Главное — помочь американскому народу разрешить сложнейшую проблему, связанную с надвинувшейся на Америку рецессией — спадом производства.
Здесь важнейшим решением, как утверждают специалисты в области физической экономики, является совместная разработка американских и российских учёных новых наукоёмких инфраструктур с реализацией их в России; в области энергетики — создание ядерных микрореакторов с гелевым охлаждением, в области транспорта — создание бесшумных сверхскоростных поездов на магнитной подвеске для больших городов и пр., которые уже сегодня готовы будут профинансировать держатели крупнейших финансовых пулов Уолстрита.
Но важнейшей задачей становится борьба за новый тип лидерства в области финансовой архитектуры, где Россия могла бы предложить другой тип финансовых институтов развития и иной тип альянсов со своим участием. Причём с привлечением к обсуждению этих вопросов не только Индии и Китая, но и стран-разработчиков новых валют: Бахрейновского союза, например. Подготовкой к подобному серьёзному разговору с Америкой явилась первая сессия стратегического сценирования в г. Модена ( Италия), проведенная нами в июле этого года. Результатом стала разработка итальянскими и российскими специалистами Моденской декларации.
|