Газета «Наш
Мир» Глобальный автопром может лишиться последней надежды на выход из
кризиса — роста продаж автомобилей в странах БРИК (Бразилии, Индии,
России и Китае). Август стал одним из самых неудачных месяцев в истории
отрасли, и эксперты пока не понимают, восстановится ли она до конца
года. Вчера Китайская ассоциация автопроизводителей
опубликовала данные о продажах легковых машин за август — они снизились
на 6,24%. Это первое падение на китайском авторынке с 2005 года. Китай
стал не единственной страной БРИК, показавшей в августе снижение
продаж: в Индии оно составило 1,41%, в России — 0,15%. Продажи выросли
только в Бразилии (на 4%). "Происходящее на авторынках стран БРИК вчера
стало самой обсуждаемой новостью в автомобильном сообществе",— говорит
совладелец дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев. Он назвал
ситуацию "обвалом", указав на одновременное падение продаж автомобилей
в Евросоюзе. По данным JD Power Automotive Forecasting, продажи в
Западной Европе в августе упали 16%. Падение продаж в странах
БРИК означает, что глобальный автопром рискует остаться без последней
возможности для выхода из общеотраслевого кризиса. Руководители
крупнейших автоконцернов (GM, Ford, Chrysler, Toyota, Renault-Nissan и
ряда других) не раз признавались, что испытывают проблемы со сбытом
машин на традиционных рынках и потому надеются на развитие бизнеса в
странах БРИК. Впрочем, вчера штаб-квартиры крупнейших автоконцернов на
сообщение о снижении продаж в странах БРИК не отреагировали. По
словам господина Пономарева, дилерское сообщество "удивлено столь
легкомысленным отношением автоконцернов к ситуации в странах БРИК".
Снижение продаж автомобилей может продлиться до конца года, продолжает
он, а это означает, что автоконцернам "придется разделить с дилерами
часть финансовых потерь". Но никакого внимания этому вопросу не
уделяется, добавляет Игорь Пономарев, приводя в пример
компании—импортеров автомобилей в Россию (дочерние структуры западных
автоконцернов), "у которых по большому счету даже маркетинга грамотного
нет". Среди причин падения продаж эксперты называют общее
ухудшение экономической ситуации в мире, рост инфляции (в Китае —
12-летний максимум) и даже пекинскую Олимпиаду. По словам директора
шанхайского подразделения сингапурской инвесткомпании CSM Asia Йель
Чжана, Олимпиада "оттянула на себя внимание потребителей". Однако
главная причина — общее ухудшение мировой экономики, констатирует
господин Пономарев. "Грубо говоря, люди не знают, что им покупать:
автомобили или спички с солью. Думаю, это проблема не только
автоотрасли и следует ожидать дальнейшего падения спроса на товары из
Китая, в первую очередь со стороны США",— полагает дилер. В то
же время, ряд экспертов успокаивают рынок, заявляя, что снижение спроса
на автомобили в крупнейших развивающихся странах является временным
явлением. "Бразилия — это определенно главная площадка для мировой
автомобильной промышленности. И это наглядно отражено в объеме
инвестиций, которые она получает",— говорит аналитик Global Insight
Гвидо Вильдосо. По данным Anflavea, национальной ассоциации
автомобилестроителей, в ближайшие четыре года объем инвестиций в
отрасль составит $28 млрд. "Рост продаж на китайском авторынке может
восстановиться уже в сентябре, когда автомобилестроители начнут
предлагать новые модели и специальные акции",— полагает Йель Чжан. По
его мнению, в долгосрочной перспективе продажи в развивающихся странах
будут расти, хотя и не такими темпами, как раньше. Екатерина Дударева, Дмитрий Беликов |