Газета «Наш Мир»
Мы переходим улицу, потому что нам надо на другую сторону. Мы не самоубийцы, не идиоты, но легкомысленно бежим сквозь поток машин, даже не подозревая, что водитель может просто нас не видеть. Собственно, мы даже не задаемся этим вопросом: видит или не видит - мы бежим! И так почти всегда. Мы свято верим, что всё успеем, всегда опередим светофор и уж тем более автомобиль. И почти никогда не сомневаемся в своей правоте. Насколько наши ощущения субъективны, выясняла корреспондент Людмила Васильева.
Бегуны на короткую дистанцию
Спрашиваю себя (и всех): перебегала ли я дорогу? И не раз. И всегда надеялась, что ноги домчат до тротуара на другой стороне раньше, чем машина взвизгнет надо мной тормозами. Хотя я и не ямайский бегун Усейн Болт. Но так рассуждают и наши пенсионеры, храбро пересекая проспекты, улицы и переулки. Банальное оправдание: мол, тяжело спускаться в подземный переход. Остальные возрастные категории не изобретательнее в ответах, хотя всем стоило бы подумать головой. Именно головой, поскольку она и еще наши ноги чаще всего страдают при ДТП. Ноги - от бампера, а голова - от удара о капот, ну и от рикошета об асфальт.
Мало кто думает о том, что кинетическая энергия автомобиля в несколько тысяч раз превышает кинетическую энергию пули, но под пули мы вроде как не стремимся, а вот под колеса - пожалуйста! И это при том, что в России попавший в ДТП имеет примерно в 10-12 раз меньше шансов выжить, чем в Британии, Германии, США или Канаде. Дорожные аварии вообще занимают печальное 1-е место в рейтинге насильственной смерти. Они на 11-м месте в перечне вообще всех причин смерти в мире.
Все начинается в пятницу
Семимесячная статистика этого года до некоторой степени оптимистична. Аварий становится чуть меньше, но и это "чуть меньше" шокирует. С января по август у нас произошло 112 616 ДТП, причем только из-за пешеходов - 18 913, а это почти 17% всех автомобильных аварий в стране. Пострадало только из-за безлошадных граждан 19 725 человек, из них 2729 погибло.
Самое опасное время для пешеходов - с 11.00 до 17.00 и с 18.00 до 22.00, в эти периоды происходит наибольшее количество ДТП. Однако самые тяжелые травмы пешеходы получают ночью - с 0.00 до 7.00.
Самыми опасными считаются у нас пятница, суббота и воскресенье. В общей сложности в эти дни происходит практически половина всего количества ДТП. Кроме того, травмы пятницы и субботы отмечены самой высокой тяжестью последствий. Травматологи говорят: то, что вытаскивают из-под колес, мало похоже на человека - просто фрагменты тел, даже не всегда понятно, где голова.
Голова должна быть силиконовой
В Европе уже лет двенадцать существует в определенном смысле правозащитная организация - Европейская комиссия по оценке новых автомобилей (Euro NCAP). В двух исследовательских центрах - английском TRL и голландском TNO - они крушат машины, чтобы сообщить автопроизводителям, водителям и всем желающим, какой автомобиль самый безопасный.
Выходит, о нашей голове первыми начали думать производители. В Японии посчитали, что раз уж около 60% (мы считаем, что 50%) пешеходов, попавших в ДТП, получают травмы головы, надо что-то менять в машине. На изменения в наших головах рассчитывать не приходится.
Honda Motor рискнула и сделала кузов силиконовым. Nissan разработала систему безопасности автомобилей - так называемые "подпрыгивающие капоты" ("pop-up engine hood"). Подобное есть в Jaguar XK и еще в некоторых автомобилях. Nissan к 2010 году собирается все свои автомобили снабдить специальной подсказкой о приближающемся человеке.
Нас ждет подушка!
Рассматривают разные инженерные изыски по спасению легкомысленного пешехода, порой и не вполне реальные. В частности, панацею видят в новой подушке безопасности. В бампере спрячут сенсор, который среагирует либо на наше касание, либо на экстренное торможение и надует спасательный уличный air bag. Сверхзадача заключается в том, чтобы за это время наша голова не успела поцеловаться с капотом или с лобовым стеклом. Но защитит ли подушка от рикошета об асфальт? Не исключено, что даже ускорит приземление. Но все надеются, что критерий травмирования головы - Head Injury Criteria (HIC) - станет несколько оптимистичнее.
Чужой монастырь
Согласно правилам в США, даже на зеленый я должна сначала пропустить не успевших пешеходов и только потом ехать сама. В Германии пешеход может свободно перейти улицу где ему вздумается. Водители будут терпеливо ждать, пока пешеход не окажется на противоположной стороне дороги. Хотя все спешат - как и в России. Но немецкий пешеход никогда не злоупотребит своим преимуществом. Может быть, потому, что он тоже водитель. Немцы привыкли уважать права человека на дороге, соблюдать дистанцию между автомобилями, останавливаясь на красный и не пересекая стоп-линию колесами или даже бампером. Но привычки эти не врожденные и не наследственные. Правила дорожного движения европейских стран - мощный инструмент воспитания, чего пока у нас нет. Вообще, вопрос о незаконопослушности российских пешеходов и водителей идентичен вопросу об английском газоне. Считай, страна села за руль всего лишь 17 лет назад.
Кто чем рискует
Водитель, сбивший пешехода, причем независимо от того, кто виноват, безусловно, наказуем, поскольку управлял автомобилем, а это изначально "источник повышенной опасности" (ст. 1079 ГК РФ). А в случае гибели пешехода - по пешеходной же вине и если он был единственным кормильцем в семье - водитель должен будет за свой счет обеспечивать всю его семью! Избежать наказания водитель может только в том случае, если докажет, что мы сами прыгали под колеса. Суды могут идти годами, выплаты - еще дольше, а жизнь тем временем проходит.
Пешеход, покусившийся на правила движения и оставшийся в живых, не ставший инвалидом, рискует согласно статьям КоАП РФ максимум 1500 рублями. Чувствительно только для пенсионеров. И чаще всего удается отбояриться: мол, и денег нет, и паспорта тоже нет, короче - звать никак, и есть никто. Нас жалеют, предупреждают и отпускают с миром. Жив - и слава богу!
Что делать, если на вас наехали
Однако если вы все-таки пострадали, вам предстоит еще немало помучиться, чтобы доказать это. Даже если вы уже лежите посреди улицы, необходимо найти свидетелей и записать их координаты - это в том случае, если автомобиль умчался, плюнув на вас. Если не плюнул - пусть вызывает "скорую" и милицию. В правилах написано: обозначить аварийную обстановку, сохранив все следы ДТП, то есть ничего не менять и дождаться приезда ГИБДД. Затем лечиться, судиться, ну, дальше вы сами знаете... Рекомендую помнить: водитель имеет право не признавать себя виновным, степень вины пешехода и автомобилиста устанавливают эксперты. При наезде на пешехода там, где нет обозначенного перехода, ответственность лежит на пострадавшем, не имевшем права выходить на проезжую часть в этом месте. Однако водитель тоже понесет ответственность - как управлявший транспортным средством, связанным с повышенной опасностью.
И все-таки судьба пешехода часто складывается "по умолчанию". Это значит, кое-что в правилах о нас, двуногих, тоже есть, но, честно говоря, не устрашает, коли мы до сих пор бежим через дорогу, и исключительно в неположенном месте. А викинг Хрольф, вошедший в историю военными походами и победами, был прозван Пешеходом, поскольку никогда не садился на коня. Участником дорожного движения был, но безлошадным. Причина, правда, банальная: Хрольф был высок и толст. Но при правильной стратегии и пешеходом можно войти в историю.
|