Газета «Наш Мир»
Ряд американских аналитиков внезапно осознал, что с Россией еще надо считаться. Озарение последовало после событий августа текущего года, когда Россия безжалостно сокрушила основного союзника США на Кавказе, Грузию.
Пришло время жесткого отрезвления и американцы начали думать, что же теперь делать. Очевидно, что увещевания и угрозы на упорных русских не действуют, и они с уважением отнесутся только к проявлению силы. Сила – это то, чего Америке как раз сейчас не хватает, полагает политолог доктор Юдин Нортон из университета Джорджии (американской).
Доктор пишет, что Россия "в одностороннем порядке создает себе сферы влияния и диктует новые правила игры на постсоветском пространстве". Америка самостоятельно не может бросить вызов такой российской политике. Америке не до того – на внутреннем фронте финансовый кризис. На внешнем – тупик в двух военных приключениях – афганском и иранском.
Россия же пользуется этими американскими проблемами. И первая цель российского удара – Ближний Восток. Нортон пишет : " Россия и ее связи с Сирией, может значительно ослабить позиции США в Ираке. С другой стороны, помогая Ирану в развитии ядерной программы, Россия сводит на нет все американские усилия по подрыву иранского режима. Таким образом, действуя через традиционные связи в регионе, Россия может добиться здесь результатов, далеко выходящих за рамки Ближнего Востока".
Рассчитывать на помощь ЕС Америке не приходиться. Евросоюз не смог выработать внятной и единой позиции по кавказскому кризису. Евросоюз зависит от поставок российской нефти и газа. Проблемы с поставками энергоносителей могут нанести удар по европейской экономике, которая и без того находится в кризисе.
Выводы политолога безрадостные: " Россия обладает значительными энергоресурсами, ядерными вооружениями и влиянием среди государств – традиционных врагов Америки, что затрудняет односторонний или многосторонний ответ со стороны США и ЕС на те вызовы, которые она бросает западной демократии".
Но, к облегчению американцев, есть свет в конце тоннеля, есть тот, кто сможет остановить российскую гегемонию. Нортон пишет: " Очень ценной возможностью представляется углубление связей с Китаем. Только подумайте – эта страна обладает самой протяженной границей с Россией. Конечно, Китаю не понравится усиление северного соседа. Китай нужно использовать для ограничения попыток России установить новую структуру отношений на территории бывшего СССР. Для этого следует развивать сотрудничество с китайцами в области обороны, космоса и мирного использования ядерной энергии".
Нортон очень ее идея нравится и она пишет: "Сотрудничество с Китаем доказало свою эффективность во время советской оккупации Афганистана. Мы можем повторить этот опыт еще раз и использовать Китай в качестве противовеса в разгорающейся войне за первенство с возрождающейся Россией". Американская политическая мысль, как на швабру, наступает на одну и ту же концепцию, давно доказавшую свою несостоятельность. Концепция называется Our son of bitch, в переводе на русский – "Наш сукин сын". Китайцы, может некоторое время, и пробудут сынами и противовесами. Кончится же это, скорее всего очередным фиаско и ударом этого противовеса прямо в лоб.
|