Газета «Наш
Мир» Слово “анафема” слышал практически каждый человек. Подавляющее большинство полагает, что анафема – это особая форма церковного проклятия. Эти люди очень сильно удивятся, если узнают, что истинное значение анафемы есть духовное церковное врачевание недуга человеческого духа Термин «анафема» – греческий. У древнегреческих языческих авторов Гомера, Софокла и Геродота он обозначал «нечто посвященное Богу; дар, приношение в храм», т.е. нечто отделенное, чуждое обыденному употреблению. В Септуагинте – переводе Ветхозаветной части Библии на греческий язык, осуществленном 70-тью толковниками, – термин «анафема» употреблен для передачи древнееврейского слова «herem», которое обозначает нечто проклятое, отверженное людьми и обреченное на уничтожение. Использование анафемы в истории Церкви против еретиков, раскольников и грубых нарушителей церковной дисциплины основано на употреблении этого термина в посланиях апостола Павла (Гал. 1:8-9; 1 Кор. 16:22). Отлучение или проклятие? Уже в толковании перевода слова “анафема” теологи дают различные переводы этого слова с греческого языка. Одни говорят, что в древнегреческом языке это слово означает “воздвигать” или “посвящать”. Другие уверяют, что “анафема” с греческого переводится как “проклятие”, “отлучение”. Самое интересное в том, что и те, и другие отчасти правы. Представление об анафеме как о проклятии распространилось после того как русская интеллигенция увлеклась католицизмом и импортировала в православие канонические нормы католиков. Между тем одним из самых принципиальных разногласий между католическим и православным вероучением является вопрос о сущности анафемы. Православные богословы считают, что это отлучение от церковного общения, от Святых Таинств, от жизни единого тела Церкви, но с возможностью покаяния и возвращения человека в Церковь. А вот католические богословы полагают, что анафема – это не только отлучение, но и вечное проклятие. А проклятие, как известно, это есть пожелание зла. “Да будет он проклят в жизни или в минуту смерти” Католическая анафема XII века, сформулированная уже после окончательного отделения Запада от православия, звучит примерно так: “Властью всемогущего Бога Отца, Сына и Духа Святого и всех святых (перечисление имен святых) отлучаем сего злодея и грешника, и предаем анафеме и изгоняем за порог святой церкви всемогущего Бога, дабы он предан был на вечные муки с Да Фаном и Авироном и со всеми, кто говорит Господу Богу: “Отойди от нас, ибо мы не хотим знать путей Твоих”. И как огонь угашается водой, так да угаснет свет его во веки веков, если он не покается и не загладит своей вины. Да проклянет его Бог Отец, сотворивший человека! Да не будет в нем ничего здорового!” Как замечает автор “Энциклопедии заблуждений” А. Таицкая: “Как вы видите, этот текст совершенно не похож на что-либо христианское”. Сам обряд анафемы в католицизме выглядел очень устрашающим и унизительным. Вот, например, как предавали анафеме бывшего католического священника, астронома Джордано Бруно. Занимался этим местный католический епископ, получивший за обряд отлучения около ста граммов серебра. Сама анафема выглядела так: “Джордано Бруно привели к алтарю тащившие его за руку клирики. На нем были все облачения, которые он получил соответственно ступеням посвящения, начиная от стихаря-послушника и кончая знаками отличия священника. Епископ, приблизившись к алтарю, сел лицом к народу. Джордано Бруно заставили взять в руки предметы церковной утвари, употребляемой при богослужении. Затем его заставили пасть перед епископом ниц. Епископ произнес установленную формулу: “Властью всемогущего Бога Отца и Сына и Святого Духа низлагаем, отлучаем, извергаем из всякого духовного сана, лишаем всех титулов”. Затем епископ надлежащим инструментом срезал кожу с большого и указательного пальцев обеих рук Джордано Бруно, якобы уничтожая следы миропомазания, совершенного при посвящении в сан. После этого он сорвал с осужденного облачения священника, наконец, уничтожил следы тонзуры, произнося формулы, обязательные при обряде снятия сана. Различие между подходом к анафеме православия и католиков очень хорошо видны при ознакомлении с подлинными документами об отлучении от Церкви писателя, графа Льва Николаевича Толстого.Сколько легенд сочинено по этому поводу! Но мало кто знаком с истинным документом об отлучении Льва Толстого от православной церкви, произошедшем в начале XX века. Льва Толстого отлучили от Церкви в следующих выражениях: «Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры Православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою до селе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассылаемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, – Создателя и Промыслителя вселенной; отрицает Господа Иисуса Христа – Богочеловека, искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради, человеков, и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых; не признает загробной жизни и мздовоздаяния (возмездия – ред.); отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств – священную Евхаристию (претворение во время Богослужения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. – ред). Все сие проповедует граф Лев Толстой непрерывно словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем явно пред всеми, сознательно и намеренно отверг себя сам от всякого общения с Церковью Православною». Орлеанская дева Жанна д’Арк, святая Жанна, Орлеанская дева. Так величают эту французскую пастушку, рожденную в Домреми на границе Эльзаса в 1412 году. Под ее командованием французское войско вынудило англичан снять осаду Орлеана, и юго-запад Франции был освобожден от английского ига. А год спустя Жанна наголову разбила врага в сражении при Пуатье. Но после неудачной осады Парижа в 1430 году Жанну захватили в плен свои же – завистники из французской знати, да еще и продали ее англичанам, которые впоследствии передали пленницу духовенству. Поскольку англичанам не удалось добиться от Жанны признания в ереси, суд сконцентрировался на тех фактах, где ее добровольное признание не требовалось — на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом Церкви, суд также пытался доказать, что голоса, которые якобы слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье. Через несколько дней под предлогом того, что Жанна носила мужскую одежду и, таким образом, «впала в заблуждения» — трибунал приговорил её к смерти. 30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена живьём на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» — с высоты костра крикнула Жанна. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: « Иисус!» Почти все плакали от жалости. Её пепел был рассеян над Сеною. Несчастной было всего 19 лет от роду. Немецкий геркулес Мартин Лютер стоял в центре той бури, которая дала шестнадцатому столетию название «Век Реформации». Идеи Лютера изменили Западное христианство настолько, что к концу его жизни в полный голос заявили о себе противоборствующие концепции ответа человека на весть Бога. Очень немногие исторические деятели были объектом более озлобленной хулы и, в то же время, более восторженного славословия. Для католиков того времени он, по словам папской буллы об отлучении «Domine Exsurge» (1520), был «диким вепрем», вторгшимся на «виноградник Господень». Предав папскую буллу публичному сожжению в Виттенбурге, Лютер доказал, что он воистину великий вождь культурного и религиозного освобождения, «немецкий Геркулес», каким его изображала одна из протестантских карикатур того времени. Историческое значение деятельности Лютера состоит, прежде всего, в том, что его бесстрашным выступлением был дан толчок мощному подъёму движения всех передовых и революционных сил общества. В историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии, в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка. Команданте Фидель В современной истории, наиболее яркий пример отлучения от церкви, правда, с последующим восстановлением пережил пламенный Фидель Кастро Рус. 1 января 1959 г. революционные силы Кубы во главе с Фиделем Кастро после двухлетних кровавых боев свергли тиранический режим ставленника американских монополий Батисты. Власть на Кубе перешла в руки трудящихся. Кубинская крупная буржуазия в союзе с латифундистами при поддержке американских правящих кругов и монополий перешли к политике диверсий, саботажа и заговоров. Католическая иерархия открыто встала на сторону империалистических сил. Епископы осуждали действия правительства Фиделя Кастро и призывали католиков оказывать самое решительное сопротивление проводимым им мероприятиям. Церкви, приходы, католические организации превратились в опорные пункты контрреволюционного подполья. За рубежом, в особенности в США, католические церковные иерархи распространяли клеветнические вымыслы о кубинской революции, обвиняя правительство Фиделя Кастро в гонениях на духовенство и верующих. После разгрома проамериканских сил, революционное правительство, располагая неопровержимыми доказательствами связи церковников с американскими наймитами, приняло решение о высылке из страны служителей культа – иностранцев, составлявших большинство католического духовенства на Кубе. Этот справедливый акт вызвал новую волну злобных нападок на кубинскую революцию со стороны реакционеров всех мастей. Кубинские контрреволюционеры, нашедшие приют за рубежом, и их империалистические покровители потребовали от Иоанна XXIII порвать дипломатические отношения с Кубой и отлучить Фиделя Кастро от церкви, что тот и сделал. Несмотря на то, что со времен революции, власти Кубы всячески подчеркивали атеистический характер своего государства, в середине 1990-х годов правительство Кастро начинает сближение с католической церковью, рассчитывая с ее помощью заручиться международной поддержкой и склонить США к отмене экономического эмбарго против страны. А уже в январе 1998 года Папа Римский Иоанн Павел II, больше думая не о политических играх, а о потенциальной 5-ти миллионной пастве, посетил Кубу и встретился с Фиделем. Папа отслужил в разных районах острова несколько месс, причем в ходе последней и самой многочисленной из них, состоявшейся 25 января на Площади революции в Гаване, Иоанн Павел II призвал США ослабить экономическое давление на Кубу. Примирение Папы и Фиделя состоялось. В 21 веке анафема практически утратила свое первоначальное смысловое, а тем более, политическое значение, и если сегодня есть необходимость предать кого-либо клерикальному осуждению, то прибегают к другим, более конкретным и реалистичным методам. Ведь в наше технологичное и такое конкретное время, для того чтобы морально или физически «придавить» серьезного оппонента, ничтожно мало одного символического определения о том или ином отступничестве. Сейчас для этого необходимо, как минимум, заручиться поддержкой политтехнологов, медийщиков, лоббистов или, на худой конец, армии. Хотя все это скорей говорит о том, что анафема как институт «общественного отстранения» все же существует, только в более технологичном, а значит, не менее зловещем виде. Подготовил Алмаз КУШЕРБАЕВ |