Газета «Наш
Мир» В ходе исследования Species, проведенного Discovery Networks, были
опрошены более 12 000 молодых мужчин (25-39 лет) из 15 стран Европы,
Ближнего Востока и в Африки (EMEA). Исследование показало, что
сложность и неоднозначность мужской роли в современном обществе привели
к новому этапу эволюции мужского идеала, оставив "метросексуалов" и
"альфа-самцов" в прошлом. УСТАНОВЛЕНО: СЕГОДНЯ МУЖЧИНЫ УСТРОЕНЫ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ КОГДА-ЛИБО Таким
оказался вывод одного из самых обширных исследований «Species:
Современный мужчина от А до Я», проведенного среди молодых мужчин. «Кубики»
брюшного пресса, толстый бумажник или доброе сердце – в XXI веке не
существует единого мнения, что такое настоящая мужественность, и у
каждого мужчины есть свой образ, отвечающий запросам современного
общества. На работе, дома и в жизни в целом мужчины должны лавировать
между современностью и традициями, создавая свой собственный стиль
жизни и определяя свою роль в современном обществе равноправия. Кормилец,
защитник и отец? Сегодня не существует общепринятых стандартов, которые
предписывали бы, как современным мужчинам следует справляться с этими
ролями. В течение десятилетий женщины руководствовались уже
сложившимися четкими ролевыми моделями, но сегодня эти модели не
работают, и мужчинам приходится балансировать между современностью и
традициями. В результате мужчинам грозит выглядеть скорее
обескураженными, чем, как предписывают стереотипы, воплощать
воинственный кураж. Нельзя сказать, что происшедшие перемены
повергли мужчин в кризис. Но, стремясь быть успешным во всех сферах
жизни, мужчина испытывает все большее давление со всех сторон. Из-за
экономических перемен найти и сохранить работу стало труднее.
Социальные перемены предписывают мужчинам и обеспечивать семью
финансово, и выполнять домашние обязанности. Культурные перемены
приводят к тому, что мужчинам приходится прикладывать больше усилий,
чтобы стиль их жизни соответствовал тем картинкам успеха, которые они
видят в СМИ. Молодые мужчины не торопятся проходить
традиционные вехи взросления – зачастую к реализации главных этапов
жизни (покупке дома, рождению ребенка), свидетельствующих о зрелости,
мужчины приступают к сорока годам. Средний возраст вступления в брак у
мужчин увеличился до 30 лет. В результате они стали дольше получать
образование и позднее начинать полноценную трудовую деятельность.
Проведя день в зале заседаний, они нередко отправляются ночевать в
родительский дом на свою двухъярусную кровать. Так или иначе,
современные мужчины стали дольше находиться в материальной зависимости
от родителей, чем предшествующие поколения, они не спешат
«остепениться» и обзавестись семьей. Равноправие мужчин и
женщин делает их взаимоотношения как никогда сложными – женщины подают
мужчинам противоречивые сигналы. Они хотят немного старомодного
патриархата соединенного с феминизмом наших дней, и молодым мужчинам
приходится искать баланс между традиционной и современной моделями
отношений. Несомненно, сегодня существует большее равенство в
отношениях мужчин и женщин, а также становятся более частыми и попытки
идти на компромисс. Для многих мужчин это означает и новое качество
физической близости. Для других же равенство в спальне стало причиной
закомплексованности, поскольку современные женщины не боятся просить
большего, жаловаться и даже критиковать. Молодые люди не
спешат заводить детей, но вовсе не потому, что они этого не желают –
помимо финансового обеспечения семьи, молодые мужчины хотят более
активно участвовать в жизни своих детей, чем это делали их собственные
отцы. Эмоциональная близость с детьми очень важна для них. Как показало
исследование, мужчины считают, что могут воспитывать ребенка не хуже,
чем женщины, и они переживают из-за того, что социум не дает им
возможность играть более значимую роль в жизни ребенка.
Молодые мужчины тратят все больше времени и денег на свой внешний вид.
Однако забота об имидже может стать поводом не только для гордости, но
и для беспокойства – молодые мужчины больше заботятся о своей
внешности, понимая, что забота об имидже помогает им приобрести
определенный статус в обществе. Мужчины в Западной и Южной Европе легче
привыкают к ежедневным процедурам по уходу за своей внешностью. И хотя
продажи мужских косметических средств все время растут, практически все
молодые мужчины определенно не хотят выглядеть самовлюбленными.
Мужественность подразумевает крутость и некоторую небрежность, поэтому
для мужчины основной способ улучшить свой внешний вид – тренировки в
спортзале. Привлекательность развитой мускулатуры порой заставляет
прибегать к экстремальным методам для достижения желаемого образа, что
приводит к увеличению числа мужчин, страдающих различными
расстройствами, связанными с неприятием своего тела. Безопасный
секс и таблетки для повышения потенции, пьяные пирушки и
суперэнергетики… Чем активнее идет пропаганда здорового образа жизни,
тем труднее становится его придерживаться – Образ жизни молодых людей,
подразумевающий гедонистический досуг с друзьями и полную стрессов
работу, часто вступает в противоречие с их попытками быть здоровее. Во
всех странах, где проводился опрос, за исключением Италии, более
половины молодых мужчин согласились с утверждением «Я осознаю, что
недостаточно внимателен к своему здоровью». Однако беспокойство о
здоровье не всегда означает, что они будут меньше пить. Чтобы не
потерять мужественности в глазах окружающих, молодые мужчины заботятся
о своем здоровье по-своему, по-мужски: ходят в тренажерный зал, а если
идут к врачу – то чтобы убедиться, что они обладают достаточно крепким
здоровьем и могут обеспечивать семью. Эти ключевые установки, определенные исследованием Discovery Networks Europe, позволили выделить четыре основных типа мужчин: ‘Обремененные
обязательствами’ (в среднем 26%) – классические семьянины с
консервативными взглядами на гендерные и социальные роли; самый большой
процент мужчин этого типа - в Румынии (72%). ‘Современные и на
шаг впереди’ (в среднем 34%) – мужчины, имеющие современный взгляд на
распределение гендерных ролей и балансирующие между множеством взятых
обязательств; наибольшая доля мужчин этого типа – в Швеции (57%) и
Франции (42%). ‘Эгоцентрики’ (в среднем 26%) – молодые
мужчины, для которых важнее они сами, чем отношения с другими людьми,
не ориентированные на семейную жизнь; наибольший процент мужчин этого
типа – в Германии (48%) и Нидерландах (43%). ‘Ноль
обязательств’ (в среднем 14%) – молодые мужчины, живущие сегодняшним
днем и избегающие серьезных обязательств и ответственности. Маурицио
Витале, вице-президент по продвижению и маркетингу, Discovery Networks
EMEA: «Мы просто обязаны понимать современных молодых мужчин, поскольку
они являются нашей основной целевой аудиторией. Просто удивительно,
насколько равноправие полов усложнило мужскую жизнь. Современные
молодые мужчины испытывают прессинг на работе, в семье, на них давят их
собственные представления, заставляя их искать роль, удовлетворяющую их
и общество в целом». Маурицио Витале продолжает: «Наши
программы стремятся представить нашим зрителям жизнь во всех ее
проявлениях, и это исследование дает нам уникальную возможность понять
ценности и заботы нашей целевой аудитории и, таким образом, настроиться
на нее». Шейла Байфилд, Global Insights, Mindshare: «Мы
приветствуем и всецело поддерживаем инициативу Discovery Channel
провести исследование «Species». Полученные сведения позволят
медиа-планерам узнать больше об их аудитории и о том, как с ней
взаимодействовать более эффективно». Рори Сёзерлэнд,
вице-президент Ogilvy Group UK, London: «В отличие от большинства
других исследований отдельных групп, которые я видел, в этом
исследовании сочетаются убедительность и практическая польза. Было
очень приятно увидеть, что современных молодых мужчин показали не как
потерянное поколение, страдающее от бесконечного экзистенциального
кризиса, а как думающих, чувствующих и действующих личностей. Для нас,
привыкших к трудностям в сфере международного маркетинга, было отрадно
увидеть, что несколько одних и тех же типов распространены по всей
Европе, и от страны к стране их характерные особенности не меняются».
Discovery Networks будет использовать результаты данного исследования в
своей работе, при формировании сетки программ и в маркетинговых
коммуникациях. Компания также готова поделиться знаниями с
производителями, компаниями и брендами, которые хотят эффективнее
работать с этой целевой аудиторией. РОССИЙСКИЕ МУЖЧИНЫ ОКАЗАЛИСЬ ЭТАЛОНОМ ЕВРОПЕЙСКОЙ МАСКУЛИННОСТИ В
России, так же как и во всей Европе, мужчины все чаще отказываются от
традиционных взглядов на мужественность и гендерные роли и активно
создают новые, современные каноны маскулинности. Лишь 22% россиян
придерживаются консервативных взглядов. Более трети (36%) имеют
современный взгляд на распределение гендерных ролей и пытаются
справиться сразу со множеством взятых на себя обязательств. Такой тип
молодых мужчин («Современные и на шаг впереди») преобладает в Европе
(34%) уже сегодня. «Большинство проблем и трудностей
современных молодых мужчин являются глобальными. Чаще всего они
возникают на стыке трудовой и семейной жизни. Некоторые из них,
например, как сочетать профессионально-карьерные устремления и высокую
трудовую загрузку с ответственным отцовством, не имеют
удовлетворительного решения нигде, разные типы мужчин отвечают на эти
вызовы по-разному», - комментирует Игорь Кон, Профессор, главный
научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, академик РАО. Исследование
Discovery показало, что 36% российских молодых мужчин относятся к типу
«Современные и на шаг впереди». В этой группе, а также в общем зачете
доминируют мужчины подтипа «лучший по всем статьям» (31% от общего
числа респондентов). Они пытаются справляться со множеством ролей, для
них одинаково важны семья, работа, друзья и хобби, а стремление
успевать всегда и везде приносит удовлетворение, а не стресс, хотя и
оставляет мало времени для себя. К типу «Эгоцентрики» в
Discovery «Species» было отнесено 26% россиян. Это молодые мужчины, для
которых более важны они сами, чем отношения с другими людьми, и которые
не особенно стремятся к семейной жизни. Причем в этой группе в России
доминируют так называемые «бегущие за статусом» (16% от общего числа
респондентов). Они очень честолюбивы, стараются привлечь к себе
внимание, расставляют приоритеты в зависимости от влияния на имидж
(работа, зарплата, физическая форма) и не готовы к семейным отношениям. Мужчины
типа «Обремененные обязательствами» составляют лишь 22% от общего числа
россиян 25-39 лет. Это люди, которые стремятся быть идеальными отцами и
проявлять максимальную заботу о своей семье, добытчики, которые считают
своим долгом зарабатывать деньги и не берут на себя никаких других
обязательств, а также «короли своей крепости», которые считают важным
создать образ, что у них идеальная семья, а потому стремятся иметь
престижную работу, дом и статусные вещи. Мужчины, которые
живут сегодняшним днем и избегают обязательств и ответственности («Ноль
обязательств»), в России представляют самый редкий тип, таковых нашлось
всего 16% от общего числа респондентов. Они живут сегодняшним днем –
хотят развлекаться, совершенно не амбициозны, редко имеют хобби,
поскольку это требует слишком больших усилий, хотят отложить брак и
появление детей на как можно более поздний срок, предпочитают пассивный
отдых и т.д. «В целом, Discovery «Species» подтверждает мысль,
что современный мужчина, как и его предки, обладает достаточными
адаптивными способностями, чтобы справиться с социальными вызовами
эпохи. И уж тем более нет никакой угрозы мужчинам со стороны женщин.
Однако ему необходимо считаться с новыми социальными реалиями и не
равняться на один-единственный, причем заведомо упрощенный и
идеализированный образец гегемонной маскулинности», - говорит Игорь
Кон.
|