$IMAGE1-right$ Газета «Наш
Мир» Несправедливо
возлагать на ту часть
мусульманской молодежи, которая увлеклась максимализмом в суждениях и
поведении, всю полноту ответственности за проблему радикализма. Нет
сомнений, что, в первую очередь, ответственность за молодых людей несут
их родители, педагоги, ученые и религиозные лидеры, которые зачастую
относят себя к Исламу лишь внешне, не отдавая ему должного ни в быту,
ни в духовной жизни. Ислам живет чужаком в их домах, а призывающие к
Исламу кажутся им странными. Удивительно,
что мы критикуем
молодежь за экстремизм, но не критикуем себя за халатность и
попустительство по отношению к своим первостепенным обязанностям. Мы
требуем от молодежи умеренности, мудрости и отказа от радикализма и
крайностей, но не требуем, чтобы наши религиозные деятели и уважаемые
люди очистились от лицемерия, лжи и противоречивых слов и деяний.
Мы ведем себя так, будто все права принадлежат только нам, а
обязанности лежат только на молодежи, хотя сами же часто утверждаем,
что каждое право автоматически подразумевает какую-либо обязанность.
Нам следует прямо признать, что многое из нашего поведения толкает
молодежь к тому, что мы называем экстремизмом. Мы притязаем на верность
принципам Ислама, но не живем по ним, читаем Коран, но не применяем его
положения в жизни, претендуем на любовь к Посланнику Аллаха (мир ему и
благословение), но не следуем его Сунне, пишем в законодательных актах,
что религия государства — это Ислам, но не отдаем ему должного на
практике.
Молодежи надоело терпеть наше лицемерие и противоречивость, и она одна,
без нашей помощи вышла на дорогу к Исламу. Родители остались не у дел,
ученые заняты своими делами, власти лишь усмехались и старались мешать
этому движению.
Поэтому мы должны начать с самих себя и исправить наше общество,
согласно тому, как повелевал Аллах, а только потом требовать от
молодежи тишины, спокойствия и мудрости в деяниях.
Следует указать и на тот момент, который часто подчеркивают некоторые
ответственные лица и публицисты, – это обязанность религиозных
официальных учреждений и их роль в решении проблемы экстремизма и в
руководстве процессом пробуждения исламской молодежи.
Однако официальные религиозные учреждения при всех их возможностях не
могут выполнить эту задачу до тех пор, пока власти не перестанут
контролировать их и манипулировать ими для проведения в жизнь своих
планов. Крупные религиозные учреждения могут сыграть позитивную роль в
воспитании молодежи в духе истинного Ислама и в его образовании без
грязных примесей, если этим делом займутся искренние люди, не
подверженные сиюминутному влиянию тех или иных политиков или
чиновников.
Иначе же все добро и благо в молодом поколении будет утрачено. Эти
учреждения так и останутся огромной статуей без души и реальной жизни.
Несомненно, что нет никакого веса у слов, произнесенных тем, кому нет
доверия у молодежи — его слова будут лишь криком вопиющего в пустыне
или дуновением в золу. Реальность такова, что молодежь зачастую уже не
верит официальным учреждениям и не верит тем, кто ими руководит.
Множество фактов указывает на то, что эти учреждения не работают
искренне по Шариату. Они обращены лицом к правительству, и если оно
меняется, то и эти структуры корректируют свой курс.
Этим учреждениям следовало бы заняться исправлением себя изнутри и
отказаться от погружения в изменчивый политический водоворот, сделав
своей важнейшей заботой воспитание новых поколений ученых, понимающих
свою религию. Таких, «которые доводят послания Аллаха и боятся Его, и
не боятся никого, кроме Аллаха» (Коран, 33:39).
Тот, кто наблюдает за пробуждением уммы со стороны, не испытывая на
себе ее проблем и болезней, не разделяя ее надежд, не сможет сыграть
положительную роль в его укреплении и выправлении.
Поэт прошлого сказал:
Не познает тоски тот, кто ее не перенес,
И не узнает страстной любви тот, кто не испытал ее.
Тот же, кто не жил для Ислама и призыва к нему, не заботился о его
общине, стремясь удовлетворить лишь свои личные и семейные интересы, -
не имеет права упрекать тех, кто прикладывает усилия на пути Ислама, и
говорить: «Вы ошиблись, исправьте свои недостатки». Если же он это
скажет, то никто его не послушает.
Мой совет всякому наставнику молодежи – спуститесь с высокой башни
своего положения, покиньте кельи своих мыслей, чтобы пожить вместе с
ними и подышать их воздухом, узнать их проблемы и заботы, прежде чем
наставлять их. Лишь после этого человек имеет моральное право
поддержать или осудить их, имея ясное представление об их жизни.
Да оградит нас Аллах от излишества и крайностей и поведет по Своему
прямому пути!
Шейх Юсуф аль-Кардави, глава
Международной ассоциации улемов
Из книги «Исламское сознание: между неверием и экстремизмом»
|