Газета «Наш
Мир» Ученые из Ноттингемского университета опубликовали результаты исследования, как разрешение или запрет на использование мобильных телефонов в школе влияют на учебный процесс - How mobile phones help learning in secondary schools.
Член Экспертного совета МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» - заместитель главного редактора журнала «Прикладная информатика» Валерий Артюхин прокомментировал результаты этого исследования. Суть документа - изложение результатов исследования, проведенного в 2007-08 годах. Основной причиной его проведения, по сообщению самих исследователей, являлся устоявшийся запрет на использование мобильных телефонов в школах. Это довольно частая практика не только за рубежом, но и у нас, и, несмотря на различие в деталях политик конкретных учебных заведений, смысл всегда один и тот же - использование мобильных телефонов на уроках, а иногда и в течение всего периода нахождения в здании школы, не приветствуется.
Для проведения исследования были выбраны 3 тест-группы учащихся из разных школ и соответствующие координаторы (преподаватели или другие сотрудники школ). Эксперимент заключался в разъяснении школьникам методов использования телефонов в целях обучения и проведения практических занятий с их применением.
В документе приводится множество примеров использования мобильных телефонов для целей обучения, как-то:
* в качестве секундомера во время экспериментов; * в качестве фотоаппарата для фотографирования моделей, растений, текстов, схем и так далее; * в качестве коммуникатора для обмена информацией между участниками тест-группы; * в качестве органайзера; * в качестве диктофона для записи голоса учителя, читающего стихотворения или другие произведения с целью их дальнейшего анализа (очевидно, для британских школьников прочитать поэму значительно сложнее, чем вторично прослушать); * в качестве мобильного браузера для доступа к сайтам, содержащим обзоры различных произведений (на мой взгляд, это сводит на нет целесообразность аудиозаписи); * в качестве аудиоплейера для прослушивания звуковых фрагментов на иностранных языках; * в качестве мобильного почтового клиента для подключения к школьному серверу электронной почты; * в качестве навигатора для использования GPS (вероятно для того, чтобы убедиться, что ты находишься в школе, а не где-то еще... впрочем, в рамках уроков географии этому можно найти и более полезное применение).
Вывод исследования также ожидаем и банален: мобильники применять можно! Правда, настораживают некоторые отзывы участников эксперимента.
Так один из преподавателей отметил, что после шести недель использования телефонов в классах, ученики стали терять энтузиазм. Оказалось, причина в том, что при интенсивном использовании устройств быстро садились батарейки. То есть, ученикам не просто разрешили пользоваться мобильником, а накормили их мобильной активностью до такой степени, что батарейки садились в течение одного школьного дня, и продолжался этот эксперимент в течение такого периода времени, что учащиеся свои «игрушки» уже не хотели брать в руки.
Целью исследования была выработка методов преодоления неприязни чиновников и учителей к наличию у их подопечных учеников мобильных телефонов на занятиях и в школах вообще (кстати, одним из спонсоров исследования была компания-производитель телефонов - делайте выводы о его объективности). В итоге был получен ответ: мобильные телефоны можно применять в образовании (о чем и так многие знали, а большинство догадывалось).
Действительно, если составить список функций современных мобильных телефонов, то практически все они могут, так или иначе, применяться в образовании. Практически все... за исключением тех, которые и делают мобильник - мобильником, а именно не имеющие отношения к учебе голосовые звонки и бесконечные SMS/MMS во время уроков, которые как раз и раздражают учителей и отвлекают учеников от вгрызания в гранит науки.
Источник:newsland.ru |