Газета «Наш Мир»
Теперь уже бывший премьер-министр «Израиля» Эхуд Ольмерт на последнем для него заседании правительства удивил многих в мире. Он открыто заявил о конце идеи «Великого Израиля» и ошибочности политики Тель-Авива в отношении палестинцев на протяжении многих лет.
Ольмерт не только указал на неверность политики сионистского режима в отношении палестинцев, начиная с 1967 года, но и признал себя первым из всех тех, кто совершил эту ошибку. По сведениям информационного агентства Fars, в ходе беспрецедентных признаний он осудил зверское отношение еврейских эмигрантов, поселившихся в домах местных жителей, к палестинскому народу. «40 лет мы, придумывая искусственные причины, проводим ошибочную политику в отношении палестинского народа», - заявил бывший премьер.
«Я лично, - признался Ольмерт, - совершил много ошибок, потому что считал, что от Мертвого моря до Евфрата все принадлежит нам, евреям. Однако в конечном итоге я осознал, что эти земли должны быть разделены между их истинными, коренными владельцами».
Не являются ли признания бывшего премьера признаком скорой десионизации «Израиля»?
Не тривиальное заявление Э. Ольмерта и другие происходящие в регионе события мы попросили прокомментировать руководителя Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумера Исаева.
- Как Вы можете прокомментировать недавние, по сути сенсационные, заявления Э. Ольмерта о конце идеи «Великого Израиля» и его признание многих ошибок израильской политики на протяжении десятилетий?
Эхуд Ольмерт уже завершил свою политическую карьеру и войдет в историю как слабый политик - тень Ариэля Шарона, проигравший Ливанскую войну и погрязший в коррупционных скандалах. Не думаю, что его слова повлекут вывод израильских поселенцев с территории Западного берега реки Иордан.
Другое дело, что заявление Ольмерта отражает настроения израильских элит. Признание краха идеи «Великого Израиля» является серьезным поражением сионизма.
Но Ольмерт не первый, кто «покаялся». Признание ошибок израильской политики произошло еще при Шароне, который вывел поселенцев и израильские оккупационные войска из Газы.
Израильтяне уже давно поняли, что проигрывают и Газу и Западный берег. Палестинские территории, оккупированные израильской армией в 1967 г. оказались троянским конем для еврейского государства.
- В чем суть идеи «Великого Израиля», и много ли у нее сейчас сторонников? Насколько они влиятельны?
Для современных израильских политиков «Великий Израиль» включает в себя территорию совеременного израильского государства + сектор Газа и Западный берег реки Иордан. А ведь еще недавно израильтяне контролировали Синай и мечтали о больших приобретениях.
В еврейском государстве до сих пор существует маргинальное движение «гиперсионистов» во главе с Авромом Шмулевичем, считающее, что «Израиль должен стать империей и занять территории от Нила до Евфрата». Подобные идеи могли быть популярны в израильском обществе на волне успешной «Шестидневной войны» в 1967 г., в ходе которой Тель-Авив разбил армии арабских стран и захватил обширные территории.
Но победного шествия израильских военных к Нилу и Евфрату не произошло. Наоборот - вся история последних десятилетий, это история израильского отката. Израильское руководство так и не смогло покорить палестинцев, выдавить их со своих земель.
Гиперсионисты выглядят особенно смешно на фоне заявлений Ольмерта. Смогли бы израильтяне контролировать пространство от Нила до Евфрата, если даже не сумели справиться с Газой и Западным берегом?
- Что, как Вам кажется, стало главной угрозой «Великому Израилю»?
На мой взгляд, серьезным ударом по сионизму, стало нежелание евреев переезжать на Ближний Восток. Сегодня большая часть евреев живут вне израильского государства и не собираются туда ехать. Более того, его покидают тысячи разочарованных репатриантов.
Тель-Авив уже готов оставить то, что было завоевано - именно по причине внутреннего бессилия и неспособности справиться с палестинским сопротивлением оккупации.
- Верите ли Вы в скорую десионизацию «Израиля», т. е. ликвидацию расистского еврейского статуса государства? Об этом сейчас говорят все больше и чаще. Не является слова Ольмерта признаком этого?
Я думаю, что десионизация уже происходит и выражается в ослаблении сионистского строя. Израильское общество не может долго находиться в состоянии напряжения, которое испытывает, противопоставляя себя соседям.
Если репатрианты конца 40-х гг. или даже начала 90-х гг. были воодушевлены идеей обретения новой родины и выражали готовность приложить все усилия для ее процветания, то сегодня в израильском обществе такого рвения нет. Сионистская пассионарность находится в фазе стагнации. Власть погрязла в коррупции.
Посмотрите на израильских лидеров прошлого и сравните с сегодняшними. Нет ни Бен-Гурионов, ни Даянов. Президент Моше Кацав не так давно ушел в отставку, признав факт сексуальных домогательств к секретарше; премьер-минист Эхуд Ольмерт также уходит, фактически, находясь под следствием по ряду коррупционных дел.
Тель-Авив оказался неспособен выиграть войну против ливанской милиции «Хизбулла» в 2006 г. Непокорный сектор Газа не сдается в условиях тотальной блокады, а переговоры с Аббасом не приносят результатов. Израильское руководство не преуспело ни в мире, ни в
войне.
Не это ли показатель глубинного кризиса сионистского государства? Но по инерции сионистская пропаганда работает, нагнетая обстановку, рисуя кровожадные образы палестинцев, арабов, мусульман, лидеров арабских стран и Ирана, акцентируя внимания на вселенском антисемитизме...
Израильскому государству необходимо чувствовать враждебное окружение, чтобы мобилизовать население и отвлечь внимание от внутренних проблем. Поэтому израильская пропаганда всегда с удовольствием рисует образ «злого гения», который желает уничтожения всех евреев - то Гамаля Насера, то Ясира Арафата или Саддама Хуссейна. Сегодня это Ахмадинежад. Однако глобальные изменения уже наступили и многие израильтяне это чувствуют.
- Новым главой израильского правительства становится Ципи Ливни. Что она из себя представляет и изменит ли это курс правящих кругов «Израиля»?
В израильской истории уже были женщины-премьеры - Голда Мейер, которую можно назвать умным, жестким и бескомпромиссным политиком. Ципи Ливни вряд ли захочет уступить ей в этих качествах.
Родители нового израильского премьера в 40-е гг. Прошлого века неоднократно арестовывались британской администрацией по обвинению в терроризме. Сама Ливни работала в Моссаде, принимала участие в убийстве лидеров палестинцев в Европе. По израильским меркам это хорошая карьерная база.
Пока рано говорить о том, в каком направлении будет развиваться израильская политика при Ливни. Неизвестно, как сильно потрясет израильскую экономику грядущий экономический кризис и на какие шаги готово будет пойти правительство.
Ливни разделяет идею о выводе поселений с Западного берега Иордана, но бескомпромиссна по вопросам Голанских высот и иранской ядерной программе. Не исключено, что именно Ливни даст приказ израильской авиации нанести удары по иранским ядерным объектам. Тель-Авиву снова нужна победоносная война, чтобы выйти из кризиса.
- Как развивается внутрипалестинский кризис? В каком направлении? Укрепляется или, наоборот, слабеет режим ХАМАС в Газе?
Пока особых сдвигов во внутрипалестинском кризисе не произошло - Палестина остается разделена на две части. Сектор Газа все еще находится в условиях блокады. Однако позиции ХАМАС не ослабли, несмотря на суровые условия жизни.
|