Газета «Наш
Мир» Казахстан продолжает разработку маршрутов доставки своих
углеводородов на мировые рынки. Одним из них может стать иранский.
Через территорию Ирана Казахстан намерен перебрасывать нефть на берега
Персидского залива с дальнейшей доставкой на азиатские рынки, пишет в
четверг "Независимая газета". "Иранский маршрут является
потенциальным направлением транспортировки нефти на юг. Это позволит
нам выйти в Персидский залив и получить доступ к азиатским рынкам", –
заявил телекомпании "Астана" президент Национальной компании
"КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. По его словам, риски транзита нефти
по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) в связи с последними
событиями в Грузии резко выросли, поэтому казахстанские специалисты
вынуждены активнее рассматривать альтернативные направления. Тем более
что объемы добычи нефти ежегодно наращиваются: к 2010 году
запланировано до 84 млн. тонн нефти, а к 2015-му – 150 млн тонн
ежегодно. Для Астаны иранское направление не новое, отмечает
издание. Еще с 1997 года Казахстан начал сотрудничать с Ираном по
SWAP-операциям, в рамках замещения нефти. Казахстанская нефть танкерами
поставлялась в иранские северные порты на Каспии. Иран, в свою очередь,
в своих портах Персидского залива те же объемы, но своей нефти отгружал
импортерам третьих стран в пользу Казахстана. Недостаток
проекта в ограниченной возможности нефтеналивных танкеров, которые
осуществляли перевозки. Но до тех пор пока не будет проложен
трубопровод Казахстан–Туркмения–Иран (Персидский залив), только они
способны удовлетворить амбиции Астаны в иранском направлении. Поэтому
Астана и Тегеран начали переговоры по строительству нефтеочистительного
завода на севере Ирана вблизи берегов Каспия – казахская нефть
относится к категории тяжелых и нуждается в переработке. По словам
руководителя департамента МИД Ирана по связям со странами СНГ Мортеза
Сафари Натанзи, Астана и Тегеран ведут также консультации по прокладке
трубопровода, который через Туркмению свяжет две страны. Если
стороны придут к согласию, то трубопровод можно будет подключить к
системе иранских нефтепроводов, которые в настоящее время
транспортируют нефть с юга страны на север, и высвободить определенную
мощность этой системы для переброски казахской нефти в Персидский залив
на остров Харк и далее к потребителям в Юго-Восточной Азии. Эксперты
высоко оценивают казахстано-иранские планы. Единственная, но очень
серьезная проблема в их реализации – тяжелые отношения Ирана с Западом.
"Безусловно, это будет тормозить проект. Но в экономическом плане этот
проект для Казахстана один из приоритетных", – сказал газете директор
Группы оценки рисков Досым Сатпаев. В ближайшей же перспективе, если
ситуация на Южном Кавказе продолжит осложняться, Казахстан, развивая по
мере возможностей иранский проект, вынужден будет переориентировать
нефтяные потоки в сторону Китая. "Это наименее рискованный для
Казахстана маршрут и выгодный – между Астаной и Пекином нет
посредников", – сказал Сатпаев. При этом эксперт отметил, что
интенсификация связей с Китаем и Ираном не отразится на энергетическом
сотрудничестве Казахстана и России. Об этом, кстати, шла речь 22
сентября в Актюбинске на встрече президентов двух стран Нурсултана
Назарбаева и Дмитрия Медведева. Тогда Назарбаев заявил российскому
коллеге, что Казахстан намерен увеличивать поставки нефти через Россию,
для чего собирается расширять Казахстанский трубопроводный консорциум
(КТК), а также использовать для прокачки казахстанской нефти Балтийские
трубопроводные системы. Эксперт по Центральной Азии Юрий
Солозобов считает, что Казахстан в стратегии энергетических поставок
использует реальную многовекторную политику. "Россия вполне могла бы
стать участником персидско-казахстанского консорциума. И поскольку
переговоры Казахстана с Ираном уже ведутся, важно не упустить момент и
вовремя присоединиться. Южное направление для России также выгодно, как
и западное", – сказал Солозобов. Он напомнил, что в проекте
Атасу–Алашанькоу (трубопровод из Казахстана в Китай) Россия является
лишь поставщиком нефти, а могла бы иметь долю в консорциуме, если бы
вовремя присоединилась. "Россия не возражает против того, чтобы
Казахстан поставлял свое сырье по альтернативным маршрутам. Но
выступает за то, чтобы все маршруты, которые осуществляются нашими
стратегическими партнерами, согласовывались с ней", – заключил эксперт.
|