Газета «Наш Мир»
Только что вышедшему из здания вокзала путешественнику Хельсинки может показаться очень светским городом – но над пейзажем столицы доминируют очертания церквей и соборов...
Прежде всего это "наскальная" архитектура финской неоромантики – с вершины уже упоминавшегося холма Каллио еще дальше ввысь уходит колокольня гигантской, тяжеловесной, чуть ли не цельногранитной лютеранской базилики. Видно почти отовсюду, а улица Силтасааренкату как раз напрямую круто к ней поднимается, и для восходящего путника получается вроде как величественно – можно почувствовать себя ибсеновским Брандом. Что ж, в городе есть еще и православный Успенский собор, крупнейший в Западной и Северной Европе, и он тоже построен на высокой скале. Чтобы выйти к нему, пришлось пройти на восток к морю через сеть переулков и спуститься на юг по набережной с несколько неблагозвучным для русского уха названием Похйойсранта (Pohjoisranta), что означает всего лишь "Северный берег". Смотрящие на море здания с изящными башенками на углах очень красивы – модерновый эклектизм замка и сказочного дворца. У пристани прогулочные парусные яхты соседствуют с ледоколами "Богатырь" и "Медведь", а машины в старом приморском районе проезжают по тем же мостовым, что и кареты в конце XIX века. Почему-то вспомнился Копенгаген – какая-то уже не скандинавская пестрота и легкость. А вот и величественный краснокирпичный собор, построенный по проекту академика А. М. Горностаева в псевдовизантийском стиле в 1862-1868 гг. Он словно вырастает из своего скального основания, о который разбиваются морские волны. Собор увенчан не полусферическим куполом, как близлежащий лютеранский кафедральный собор на Сенатской площади (или Исаакиевский, Казанский соборы – все они влиянию собора св. Петра в Риме подвержены), а традиционным русским "шатром" с небольшой "луковкой" наверху, хотя он и покоится на подобающем куполу барабане. Проводятся только всенощные по субботам и литургии по воскресеньям – нормальный распорядок для финского православного прихода. Внутри – четыре огромных колонны, каждая из цельной гранитной глыбы, поддерживают своды храма, богато украшенные орнаментом и церковнославянскими цитатами из Евангелия. Уходящий в бесконечную высь купол расписан под звездное небо. Главная святыня храма – икона Божией Матери "Козельщанская". Рядом с ней стоит табличка с текстом молитвы этой иконе. Конечно, большую часть времени собор является просто достопримечательностью и музеем, и у этого есть свои опасности: в августе 2007 года из собора была среди бела дня украдена икона св. Николая Чудотворца, и она не найдена до сих пор.
Традиция строить большие храмы на возвышении продолжается и в случае с лютеранским кафедральным собором на Сенатской площади, только здесь мы видим искусственный ступенчатый постамент. Собор является центром классицистического архитектурного ансамбля, построенного К. Л. Энгелем в ходе работ по изменению облика города в 1814-1820 гг. – все же Хельсинки стал тогда новой столицей Великого Княжества Финляндского, и ему подобали изменения. В ансамбль входят, среди прочих, также нынешний президентский дворец и здания Хельсинкского университета. А в тени собора еле заметна старейшая православная церковь города – храм Святой Троицы. В нем до сих пор проводятся службы не только на финском, но и на церковнославянском. Также в ведении ФПЦ находятся церковь пророка Илии на православном кладбище в западной части города и домашняя церковь подворья епископа Хельсинкского Амвросия, в последней проводятся службы еще и на шведском, английском и румынском. Но есть в Хельсинки и русский православный Свято-Никольский приход, подчиняющийся Московской Патриархии, объединяющий около 1500 прихожан и два храма, св. Николая и блаженной Ксении Петербургской. Так как русская эмиграция в столичный регион продолжается, то число прихожан постоянно увеличивается. Приход и был создан в 1926 русскими эмигрантами в связи с переходом Финской Православной Церкви на новый календарный стиль и ее отделением от Московской Патриархии. Сами русские, переехавшие в Финляндию, признают, что делятся на две группы: одни стремятся полностью слиться с новой средой, переходят на финский язык, никогда слова хорошего не скажут про страну, которую покинули, а другие наоборот, только сильнее ощущают себя русскими и не собираются от этого отказываться, начинают использовать ранее не замечавшиеся за ними атрибуты русскости, а те из них, кто раньше не был воцерковлен, приходят в Церковь. Разумеется, Русскую Православную.
Финские же православные, как становится ясно из разговоров с ними и из чтения местных соответствующих изданий, организовали свою деятельность очень неплохо. Есть кружки знакомства с православием и изучения Библии в данной традиции, есть просто регулярные собрания верующих, есть отделение Международного Православного Общества (International Orthodox Community), проводящее ежемесячные англоязычные встречи и богослужения. В Успенском соборе существует даже кружок для детей, в котором их знакомят с литургическим богослужением и учат правильно готовиться к Таинству Причащения. Из Хельсинки координируется деятельность главного заграничного проекта ФПЦ – православной миссии в Кении. Как и в Карельской епархии, в Хельсинкской тоже несколько приходов сообща выпускают свое издание, и даже не газету, а иллюстрированный журнал Analogi ("Аналой"), выходящий раз в два месяца и содержащий массу ценных советов по духовной жизни, экскурсов в историю церковной музыки и монашеских подвигов, послания высших иерархов ФПЦ, а также расписания богослужений и событий для каждого храма всех выпускающих приходов. В этом журнале читаем, что ФПЦ приняла новую программу развития до 2020 года, названную "Ищущая церковь" (Etsivä kirkko) – во главу угла в ней поставлено развитие представляющих Церковь СМИ, особенно в финском Интернете, где православие представлено еще очень слабо. В проектах даже трансляции богослужений по сети и дистанционное обучение основам веры. Один из местных верующих, студент богословия и продавец православного магазина "Lampukka" ("Лампада") Тимо Хаависто заявляет: "Финская Православная Церковь еще очень молода, мы в меньшинстве, но мы гордимся тем, что мы православные". Еще бы не гордиться: в финской лютеранской церкви уже обсуждается возможность регистрации однополых браков, а обмирщение церкви там такое, что трудно сказать, сколько прихожан она потеряла за прошлый год. Около 350 тысяч – многие из которых перешли в православие.
Прощаясь с Хельсинки, лучше всего еще раз пройтись по портовому району. Как раз у пристани рядом с Успенским собором лежит рыночная площадь – на ней расположились прежде всего продавцы сувениров с финской символикой. Все что душе угодно, от брелков до мухобоек, сделанное вручную из дерева и оленьего рога. Здесь же, прямо как в Японии, рыбаки продают только что выловленную рыбу. Еще одно воплощение современного интернационального Хельсинки: чернокожий уличный аккордеонист играет финское танго. Оно хоть и не такое страстное, как аргентинское, но не менее любимо народом и тоже является национальным явлением. Потом хорошо спуститься на юг, оставляя слева пришвартованные огромные лайнеры "Силья Лайн" и "Викинг Лайн" (их причалы даже специально на картах обозначены) и просто вдыхать морской ветер. Августовское солнце еще греет, кое-где в Хельсинки есть даже пляжи. А на самой южной оконечности города и полуострова, в престижном жилом районе, будет большой парк Кайвопуисто, где можно просто гулять часами – или сидеть и разговаривать на лавочках, каждая из которых украшена глубокомысленной цитатой из какого-нибудь современного финского поэта. А когда будет уже подходить время отъезда, возвращаться в центр, к вокзалу теми же улочками – к пяти часам здесь уже почти все закрывается, поэтому стоит поторопиться, если где-то что-то не успели купить и посмотреть – и обнаружить еще один большой парк, Клууви, прямо у железнодорожных путей, и смотреть в сгущающихся сумерках, как мимо пролетают велосипедисты, пенсионеры играют двое на двое в теннис, а чайки устраивают очередное сражение с голубями из-за нескольких брошенных им крошек. И затем отбыть назад, в Москву.
|