Газета «Наш Мир»
Россия и исламский мир
Мост между ними надо укреплять и расширять, убежден постпред РФ при Организации Исламская конференция Камиль Исхаков
Президент России Дмитрий Медведев назначил Камиля Исхакова Постоянным представителем РФ при Организации Исламская конференция (ОИК) в г. Джидда, Королевство Саудовская Аравия. В беседе с корреспондентом «РГ» постпред поделился своими соображениями о том, как будут развиваться отношения России с исламским миром.
Российская газета: Камиль Шамильевич, примите наши поздравления. У вас за плечами много разных и самых ответственных постов, но на дипломатической службе вы еще не были. Новый виток в карьере?
Камиль Исхаков: Действительно, дипломатом не был, но с международными делами сталкиваться приходилось, а что касается Организации Исламская конференция, то с ней я связан уже более десяти лет. Дело в том, что моя родная Казань с 1994 года входит в одно из подразделений ОИК - Организацию исламских столиц и городов. Я в течение 17 лет был мэром Казани и в этом качестве поддерживал активные деловые связи с этим и с другими подразделениями ОИК.
Еще когда Казань готовилась к своему 1000-летнему юбилею, я познакомился с нынешним генеральным секретарем ОИК Экмеледдином Ихсаноглу, который в те годы возглавлял Центр исламской истории и культуры, расположенный в Стамбуле. Вместе с ним мы готовили и проводили конференцию «Мусульманство в Волго-Вятском регионе» в Казани и экспедицию «Великий Волжский путь» - от Осло до Тегерана. При его непосредственном участии было организовано переиздание первого в мире типографского издания Корана, которое вышло в свет в 1803 году в Казани. Надеюсь, что Ихсаноглу еще очень много сделает для развития отношений между Россией и исламским миром.
Работая в Казани, я взаимодействовал и с Исламским банком развития - главным финансовым учреждением ОИК, которое работает, к сожалению, только с мусульманскими странами - членами ОИК. Я неоднократно встречался с руководителями банка, хотелось найти возможность и для казанцев в получении кредитов без процент ных ставок. Кстати, недавно в Казани с участием Исламского банка развития провели хороший, очень полезный форум по поводу финансового и инвестиционного взаимодействия.
Дальнейшее знакомство с ОИК продолжилось в декабре 2005 года, когда президент России Владимир Владимирович Путин назначил меня главой российской делегации на внеочередном саммите глав - государств ОИК в Мекке. Впервые мы участвовали в саммите как наблюдатели. Тогда я лично познакомился с многими руководителями государств исламского мира, которые принимали участие в саммите. Наша делегация провела очень конструктивные и полезные переговоры.
РГ: В мире есть силы, которые хотят посеять недоверие и рознь между Россией и мусульманским миром. Как можно этому противостоять?
Исхаков: Такие попытки, я уверен, обречены на провал. Как можно отделять Россию от мусульманского мира, если саму Россию населяют 20 миллионов мусульман? Причем Россия - их родина, родина их предков, они не какие-то чужестранцы, они всегда, испокон веков жили на этой земле.
Россию отличала и отличает терпимость. «Бог один - вера разная». С этим убеждением в России мирно жили христиане, мусульмане и приверженцы других религий. В тяжелые времена, когда верующих притесняли, одинаково страдали все - и православные, и мусульмане, и иудеи. По счастью, те времена миновали и, хочется верить, навсегда.
Я помню замечательные ощущения и радость людей, когда мы в Казани стали возвращать к жизни православные храмы, мечети, синагоги. Места хватило всем, если возникали какие-то проблемы, то они решались без конфликтов, со взаимным уважением. Одним из символов российской веротерпимости и религиозного плюрализма может служить Казанский кремль, где рядом друг с другом гордо стоят возрожденные мечеть Кул Шариф и православный Благовещенский собор. Кстати сказать, не все знают, что еще за 120 лет до крещения Руси на территории мусульманского государства Волжская Булгария решением из Константинополя была создана православная епархия. Есть документ на этот счет, и он был представлен публично научным подразделением Русской православной церкви.
В России нет межрелигиозной розни, все конфессии мирно уживаются на благо всем верующим и всей стране. Российские мусульмане - это и полноправные граждане России, и полноценная часть мусульманского мира. Ни российское государство, ни российские мусульмане никогда не допускали и не допустят, чтобы добрые отношения России с мусульманским миром были нарушены или омрачены.
РГ: Наверное, в этом плане как раз и может помочь укрепление связей с таким влиятельным образованием, как Организация Исламская конференция?
Исхаков: Именно так. После распада Советского Союза международные позиции России заметно ослабли, в том числе и в исламском мире. Потребовались годы, чтобы выправить положение и вернуть стране авторитет и влияние. Для отношений с исламским миром ключевым стало выступление Владимира Владимировича Путина на саммите ОИК в малазийской столице Куала-Лумпур в 2003 году. Президент четко обозначил наши интересы и приоритеты и назвал сферы, в которых Россия готова и хочет сотрудничать с ОИК. Аргументация была столь впечатляющей, а практические действия Москвы вызывали такое доверие, что уже вскоре Россия смогла обратиться в ОИК с заявлением о статусе наблюдателя, который и получила в 2005 году благодаря активной поддержке генерального секретаря ОИК Экмеледдина Ихсаноглу. И вот теперь следующий шаг - создание постоянного представительства в Джидде, где расположена штаб-квартира ОИК.
Цель у нас одна - последовательно улучшать отношения и с Организацией Исламская конференция, и со всеми 57 государствами, входящими в нее. Наращивать взаимодействие в политике, экономике, культуре. В наших позициях много общего. Россия выступает на стороне исламского мира в наиболее чувствительных для него вопросах. У нас близкие или совпадающие подходы, например, в том, что касается Палестины, Ирака, Ирана. Мы высоко оцениваем десятилетний план действий, который был одобрен на внеочередном саммите ОИК в Мекке. Он содержит концепцию развития в экономике, торговле между государствами-членами, социальной сфере, в нем проработаны положения о правах человека, политических реформах, гражданском обществе, борьбе с коррупцией. В качестве важнейшей социальной задачи поставлена ликвидация безграмотности и бедности. С этой целью был учрежден специальный фонд на миллиарды долларов. Подъем образования, науки и здравоохранения также отнесен к разряду стратегически важных целей.
РГ: Может ли Россия в перспективе стать членом Организации Исламская конференция?
Исхаков: Не берусь заглядывать так далеко. Ведь сейчас даже государство-наблюдатель - это дело новое, только что вошедшее в Устав ОИК. Правил, регулирующих отношения между различными органами и учреждениями ОИК и наблюдателями, пока нет. Разработанный в 1970 году Устав ОИК не учитывал ни возможности появления наблюдателей, ни многих других реалий сегодняшнего дня. Давно окончилась «холодная война», идут процессы глобализации, членами ОИК стали 57 стран на разных континентах, в Организации создана широкая, разветвленная система органов. Сейчас завершена работа над новым уставом, и он только что принят на очередном саммите глав государств - членов ОИК, прошедшем в столице Сенегала Дакаре.
Сами руководители ОИК, когда журналисты их спрашивают о возможном «полном» членстве России, отвечают примерно так: у отношений России с ОИК большое будущее. Я с этим согласен и приложу все возможные усилия, чтобы это будущее приблизить.
РГ: Во многих странах, особенно в тех, куда идет активный приток мусульманского населения, имеют место недоверие к исламу и мусульманам, неприязнь и даже враждебность. Причем эти негативные чувства проявляются как на бытовом, так и на политическом уровнях. Еще печальнее то, что в последние годы ислам, во всяком случае, в его радикальных проявлениях, часто ассоциируется с терроризмом. И ведь не всегда эти тревоги безосновательны...
Исхаков: Все религии исповедуют и проповедуют добро - мир, согласие, дружбу, любовь. Ислам не исключение, это тоже религия добра. Недоверие и враждебность к нему часто возникают просто из незнания, из непонимания, из предвзятости скорее по политическим убеждениям. Чужое и незнакомое превращается в чуждое. На самом деле религиозные распри и войны никогда по-настоящему религиозными не были. Люди прикрывались религией, но воевали за что угодно, но только не за чистоту веры: за земли, за недра, за материальные ресурсы, за передел собственности, за власть, наконец.
Что касается «исламского» терроризма. В любой религии, в любой культуре есть свои еретики и маргиналы, экстремисты и радикалы. Абсолютное большинство мусульман во всем мире - а их почти полтора миллиарда человек - не приемлет и с отвращением отвергает террор.
Кстати, в ОИК и в государствах - членах ОИК чем дальше, тем больше осознают угрозы, которые несет экстремизм, и делают ставку на пропаганду умеренности и терпимости. Вот последний и очень воодушевляющий пример. В Мадриде прошла представительная межконфессиональная конференция с участием христиан, мусульман, иудеев, буддистов, представителей других религий. Устроил этот форум на свои средства не кто иной, как король Саудовской Аравии Абдалла. А ведь в Саудовской Аравии практикуется ваххабизм - одно из самых консервативных течений ислама, и на саудовской земле до сих пор запрещено отправление других религий. На открытии конференции монарх сказал так: «Все мы верим в единого Бога. Религии, которые Бог счел нужным ниспослать человеческим существам, должны приносить счастье человеку. Мы должны сказать миру, что различия не должны приводить к конфронтации. Пережитые трагедии были вызваны не религиями, а экстремизмом, в который впадали некоторые их последователи, а также политическими убеждениями».
Конференция завершилась призывом исламских, христианских и еврейских религиозных лидеров подписать антитеррористический пакт. Они обратились со специальным воззванием к ООН, предлагая созвать специальную ассамблею, которая будет посвящена межкультурному диалогу и предотвращению «столкновения цивилизаций». В заключительном документе конференции говорится, что терроризм является универсальным феноменом. Для борьбы с ним все нации должны объединить свои усилия. Это требует «международного соглашения, которое выявит его корни и причины и тем самым поможет достичь справедливости и стабильности в мире».
РГ: Вы верующий человек?
Исхаков: Да, я верующий. И не по политической моде - принято, вслед за начальством, зайти в храм, перекреститься, отбить поклоны, послушать молитву, а по жизни. Причем не только своей жизни, а по жизни многих поколений моих предков. Мои родовые корни уходят к булгарам, а средневековое Булгарское государство было исламским и жило по шариату. Мой прадедушка по маминой линии был очень известным исламским богословом - блестящим знатоком и толкователем Корана, участником богословских дискуссий. По отцовской линии тоже были истинно верующие люди и богословы. А сам отец хорошо известен мусульманам Татарстана, да и России, поскольку он возглавляет исламскую общину в Казани, и мечеть города Казань-нуры находится под его управлением.
Свой первый хадж я совершил более десяти лет назад и с тех пор неоднократно бывал в Мекке вместе с муфтием Татарстана Гусман хазратом.
|