Газета «Наш
Мир» Сомалийские пираты захватили судно с танками и сухогруз с химическим оружием
Все, кажется, уже привыкли к тому, что сомалийские пираты постоянно совершают нападения и захват торговых судов в Аденском заливе и в Индийском океане. Сообщения об этом поступают едва ли не каждый день. Достаточно взглянуть на сводки Центра по мониторингу пиратства при Международном морском бюро (IMB). Однако последние события показали, что пиратство у берегов Сомали вышло на новый уровень. В руках у пиратов оказалось украинское судно с тремя десятками танков Т-72 на борту и иранский сухогруз, который, по некоторым данным, перевозил химическое оружие.
Сообщение о захвате украинского судна "Фаина", которое под флагом Белиза и следовало в Кению, появились 25 сентября. Капитан "Фаины" связался с украинской компанией-менеджером судна Tomax Team Inc. и сообщил, что к "Фаине" пришвартовались три моторных лодки с вооруженными людьми. После этого связь оборвалась, и установить контакт с "Фаиной" так и не удалось. По некоторым данным, пираты намерены отогнать судно к городу Эйль на восточном побережье Сомали, который в последнее время стал настоящей пиратской гаванью.
В заложниках у бандитов оказался 21 человек, среди них 3 гражданина России, 17 украинцев и гражданин Латвии. Кроме того, в руки пиратов, по некоторым данным, попали 30 танков Т-72 и запчасти к ним, которые "Фаина" должна была доставить в Кению. Компания-судовладелец между тем отказалась раскрывать информацию о содержании груза. МИД Украины со своей стороны сообщил, что ему пока ничего не известно о танках на борту "Фаины", и пообещал в самое ближайшее время уточнить эту информацию.
Украинский монополист по торговле оружием, компания "Укрспецэкспорт", пока тоже никак не прокомментировала сообщения о захвате пиратами украинских танков. Между тем ряд российских и украинских СМИ приводят слова неназванного "источника из оборонных кругов", по словам которого, на борту "Фаины" было не 30, а 33 Т-72. При этом источник добавил, что только за 2007 год Украина поставила Кении 77 единиц тяжелой бронетехники.
Кстати, происшедшим уже заинтересовались депутаты Верховной Рады из состава временной комиссии по расследованию поставок украинского оружия в Грузию. По словам главы комиссии, депутата от Партии регионов Валерия Коновалюка, контракт на поставку танков и ремонтных средств для бронетехники в Кению действительно был подписан. При этом депутаты уже выявили случаи финансовых махинаций. Как отменил Коновалюк, танки были одной модификации, но шли почему-то по разной цене.
В целом, история с "кенийскими" танками может иметь весьма неприятные политические последствия в свете острой дискуссии об экспорте украинского оружия, разгоревшейся после августовских боев в Южной Осетии. Президент Украины Виктор Ющенко поручил компетентным министерствам держать ситуацию с судном "Фаина" под контролем и сделать все возможное для освобождения заложников. Власти Кении также заявили, что пристально следят за ситуацией. Любопытно, что сами сомалийские пираты озабочены не менее украинских и кенийских властей.
В Сомали, которое на протяжении более двух десятков лет раздирает гражданская война и непрекращающиеся вооруженные столкновения, 30 танков представляют собой прекрасный инструмент для торга - Т-72 стоит от 1-1,2 миллиона долларов - или шантажа. Наконец их можно использовать по прямому назначению. Каждый полевой командир или глава племенного объединения не прочь иметь персональный танк. Вопрос с боеприпасами, учитывая количество оружия в стране и преступные связи пиратов, объединенных в настоящие мафиозные структуры, вероятно, тоже можно решить.
Сложнее ответить, что пираты будут делать с грузом химического оружия, которое попало к ним руки вместе с иранским сухогрузом Iran Deyanat, захваченным сомалийскими флибустьерами 21 августа. Владельцы судна, впрочем, отрицают, что на борту судна находилось химическое оружие, утверждая, что Iran Deyanat перевозил груз железной руды и промышленные товары. Между тем информация о наличии химического оружия поступила от местных сомалийских властей, непосредственно участвующих в переговорах об освобождении Iran Deyanat. Более того, сообщается, что несколько сомалийских пиратов, участвовавших в захвате и разграблении судна, получили серьезные химические ожоги и отравления и впоследствии скончались. По данным ряда СМИ, косвенным подтверждением того, что на борту Iran Deyanat был груз химоружия является "необычно большое" число иранцев в составе экипажа судна.
То что пиратам удалось захватить судно с бронетехникой и еще одно с химическим оружием свидетельствует об их усилении и изменении тактики. Теперь пираты нападают не только на суда, оказавшиеся рядом с берегом, но и на те, что находится в открытом море. Тревожные сведения об этом поступили еще в начале сентбря, когда пираты в 700 километрах от берега атаковали - правда, безуспешно - французский рыболовецкий траулер "Дреннек" ("Drennec"), прибывший в Индийский океан на ловлю тунца. Украинская "Фаина", кстати, тоже не нарушала правил плавания в опасных водах и в целях безопасности шла в 250 километрах берега. Однако это ее не спасло. Пираты теперь выходят далеко в море на крупных судах: зачастую это траулеры, переделанные под каперские корабли, с которых при виде добычи спускают быстроходные моторные лодки с абордажными командами.
Примечательно, что все это происходит на фоне бесконечных призывов мирового сообщества усилить борьбу с пиратами. Принятая в июне 2008 года по инициативе Франции и США декларация ООН, разрешающая военным кораблям преследовать пиратов в территориальных водах Сомали, так и остается декларацией: сообщений о том, что ВМС какой либо страны преследуют пиратов, пока не поступало.
Единственной страной, которая предпринимает жестокие действия по борьбе с морским разбоем в Аденском заливе и Индийском океане, пока остается Франция, активно использующая для этого свою военную базу в Джибути (бывшее Французское Сомали). 16 сентября французский спецназ провел вторую по счету силовую операцию по освобождению граждан Франции, попавших в руки к пиратам. Тем не менее президент Николя Саркози заявил, что Франция не может в одиночку нести на своих плечах все тяжесть борьбы с пиратами и призвал мировое сообщество к скоординированным действиям. На его призыв откликнулся ЕС, который создал координационный совет по борьбе с пиратством. Однако пока это - всего лишь очередная бюрократическая структура.
С другой стороны то, что международное сообщество не спешит с наведением порядка у берегов Сомали, может объясняться сложностью самой задачи: ведь, чтобы навести порядок на море, надо сначала навести порядок на суше, в самом Сомали, а это сделать чрезвычайно сложно. Умиротворение региона требует массированной международной интервенции, как в том же Афганистане, и чревато огромными расходами, а также человеческими потерями. А пока сомалийские пираты чувствуют себя вполне вольготно. Может быть, в ближайшее время им удастся каким-нибудь хитроумным способом поставить танк Т-72 на одно из своих пиратских суденышек и выйти в по-настоящему большое плавание. А от танка на море разве убежишь?
Алексей Демьянов |