Газета «Наш Мир»
Американский консервативный обозреватель Генри Лэмб выразил свое мнение о нынешнем финансовом развале США, о его причинах и о возможных последствиях того, что хотят применить в качестве спасительных мер на страницах издания WorldNetDaily.
Лэмб полагает, что основной причиной кризиса были "бесконечные метания от экономики свободного рынка к экономике социалистической". Лэмб указывает на то, что до эпохи президента Франклина Рузвельта, задача строительства собственного дома или поиска крыши над головой возлагалась исключительно на плечи индивидуума, в полном соответствии с теорией свободного рынка и социального дарвинизма.
Именно Рузвельт создал одно из финансовых учреждений, коллапс которого несколько месяцев назад привел к краху рынка ценных бумаг, выпущенных под залог недвижимости, и в конечном счете , разорению и банкротству крупнейших инвестиционных учреждений Америки.
Речь идет о Fannie Mae (Федеральная Ассоциация Ипотечного Кредита), созданной в 1938 году. Freddie Mac (Федеральная Корпорация Кредитов на Постройку Жилья) была создана в 1970 году. Обе корпорации занимались покупкой у местных кредиторов ипотечных кредитов, с целью обеспечить постоянное наличие у них оборотных средств. Это начинание привело к созданию рынка "вторичной ипотеки", крахом которого мы все сейчас являемся свидетелями.
В 1994 году администрация Клинтона подписала декларацию ООН "О предотвращении расовой дискриминации". Среди ее положений есть и один, провозглашающий право человека на жилье. Чтобы выполнить свои обязательства, Клинтон был вынужден потребовать от Fannie Mae расширить кредитование на людей с низкими доходами, или, прямо говоря, теми, кто не мог выполнить обязательств по ипотечному кредиту.
Так появился рынок "сабпрайм" – вторичной торговли ипотечными обязательствами людей с низкими доходами, которые, однако были гарантированы американским правительством.
Финансовые гиганты Уолл-Стрита, среди них крупнейшая страховая компания AIG , начали радостную и безудержную спекуляцию на рынке "сабпрайм" обязательствами Fannie Mae и Freddie Mac . Все, вовлеченные в эту торговлю, делали тонны денег, и рынок рос экспоненциально. За счет все новых кредитов (долгов) все процветали – торговцы недвижимостью, строительные подрядчики, и само собой разумеется, биржевики до тех пор, пока рынок не перенасытился.
Цены на недвижимость перестали расти. Издержки на содержание домов стали увеличиваться. Строительство домов замедлилось. Строительная индустрия начала увольнять рабочих. Потери прав выкупа заложенного имущества стали расти, как снежный ком. Зарплат стало не хватать на выплату процентов по кредитам. В один прекрасный момент весь этот развитый и сложный рынок ценных бумаг, основанный на закладе и перезакладе ипотечных обязательств потерял всякую ценность – обязательства оказались кипами бумаг.
То что Америка пытается сделать сейчас не очень оригинально, и может быть весьма опасно. Есть убытки, и убытки безумные нужно оплачивать. Оплатить их сейчас – значит обанкротить большинство кредитных учреждений. Администрация Когнгресс и Сенат, скорее всего выберут второй путь – оплатят нынешний долг ничего не стоящими бумажными долларам, увеличат дефицит бюджета на еще какое то количество сотен миллиардов долларов и расслабятся, в ожидании того, что грядущие поколения поблагодарят их за этот нелегкий труд.
|