Газета «Наш Мир»
Самыми свирепыми среди варварских захватчиков в истории исламского мира были монголы. Они пришли из степей и, подобно саранче, распространились по Ближнему Востоку. Это было страшное бедствие, которое заставило мусульман задыхаться от страха и безысходности.
Ибн Атир говорит: «Это несчастье было таким ужасным, что долгое время я не мог решить, говорить о нем или нет. Даже теперь я делаю это с большой неохотой. В самом деле, кто может решиться описать трагедию смерти Ислама и последователей Ислама или историю его унижения и позора? Хотел бы я вовсе не родиться или умереть и быть забытым до того, как произошла эта катастрофа.
Но друзья уговорили меня написать о ней. Я и сам подумал, что умалчивание об этой трагедии не принесет никакой пользы.
Это бедствие не имеет себе равных в истории. Оно поражает весь человеческий род в целом, и мусульман в частности. Если кто-то скажет, что было еще какое-либо подобное событие от Адама до наших дней, это будет неправильно, потому что в истории нет ни единого примера, сравнимого с этим, и, наверное, ничего подобного не произойдет и впредь до самого Судного дня (кроме появления Гога и Магога).
Завоеватели не щадили никого. Они вспарывали животы беременных женщин и убивали детей в их чреве. Это была трагедия всемирного масштаба. Она возникла, как буря, и промчалась по всему миру» (Аль-Камиль).
Победоносные монголы в 650 г. (после Хиджры) вошли в Багдад и превратили город в груду камней. Ибн Касир приводит нижеследующее описание разграбления города: «Смерть и разрушение царили в Багдаде в течение сорока дней, после чего этот прекраснейший в мире город был сокрушен и разрушен до такой степени, что там можно было видеть лишь горстку людей. Мертвые тела громоздились на улицах грудами высотой до крыш.
Шли дожди, и трупы разлагались. Их зловоние наполняло воздух, и разразилась страшная эпидемия, распространившаяся до самой Сирии и везде собиравшая с жизни тяжкую дань. Голод, чума и смерть охватили страну» (Ибн Касир).
Поражение монголов
Завладев Ираком и Сирией, монголы обратили свое внимание на Египет. Египетский султан Сайфуддин Кутуз решил, что контратака – лучшая защита и, вместо того, чтобы ждать прихода монголов, взял инициативу в свои руки и выступил против них с большой армией. При Айн-и-Джалут произошла смертельная битва и, вопреки прошлому опыту, монголы были разбиты.
После смерти Сайфуддина хорошую работу проделал его преемник Бейбарс, который, полностью развеяв миф о непобедимости монголов, наносил им одно поражение за другим, пока не была освобождена вся Сирия.
Воздействие монгольского нашествия на мусульман
В результате монгольского нашествия исламский мир потерпел серьезный ущерб. Его интеллектуальный прогресс был приостановлен, и среди мусульман распространилось общее чувство пессимизма относительно будущего Ислама.
Охваченные этим чувством, улемы и мусульманские проповедники «закрыли дверь иджтихада» (т.е. остановили вынесение решений по вопросам, прямо не оговоренным в Коране и сунне). Под влиянием застоя они считали, что для безопасности Ислама следует строжайшим образом сохранять существовавшее положение дел.
Покорители мусульман покорены Исламом
Но монголы по-прежнему господствовали на обширной территории от Ирака до Ирана. Престол исламского халифата, Багдад, был в их руках. Жестокая ирония судьбы состояла в том, что такой диковатой массе, как они, выпало владеть центром тогдашней мировой культуры и цивилизации. Это сказывалось на всей интеллектуальной и культурной жизни мусульман. Но они ничего не могли поделать. Они были бессильны.
И вот, когда казалось, что все погибло, на передний план выступила духовная мощь Ислама, чтобы совершить удивительное чудо. Мусульманские проповедники и придворные начали работу по религиозной проповеди среди монгольских правящих кругов, а его притягательность сделала остальное. По воле Всевышнего, покорители мусульман сами стали пленниками Ислама.
Рассматривая это замечательное событие, Ибн Касир пишет: «В этом году (694 г. после Хиджры) Казан, правнук Чингизхана, сидел на троне, и он публично был обращен в Ислам Амиром Таузуном (да благословит Аллах его душу!). Вместе с ним почти все монголы стали мусульманами.
В день обращения султана золото, серебро и жемчуг были розданы в виде милостыни. Султан принял мусульманское имя «Махмуд» и посещал по пятницам коллективные намазы. Конфискованная собственность была возвращена в Багдаде и в других местах законным владельцам, и отправлялось правосудие. Люди видели четки в руках монголов и восхваляли щедрость и славу Аллаха» (Ибн Касир).
Абу-ль-Хасан Али Надви
Из книги «Что потерял мир по причине отхода мусульман от Ислама»
|