Газета «Наш Мир»
Вчера наши снова попали в плен к сомалийским разбойникам. В экипаже сухогруза Faina, перевозившего военную технику, – 17 украинцев
Вечером 25 сентября сухогруз Faina, находившийся у побережья Сомали, атаковали пираты. В 16.00 по Киеву капитан связался с компанией-менеджером судна, сообщил, что корабль взят на абордаж тремя катерами, и... связь оборвалась.
В экипаже Faina – 17 украинцев, латвиец и трое россиян, судно направлялось в Кению. Корреспонденту «Газеты…» в Одессе удалось узнать, что 20 августа судно вышло из порта Октябрьск (Николаевская обл.). На борт погрузили 33 танка Т-72. Этот факт подтвердил министр обороны Украины Юрий Ехануров.
– Эти танки легально продаются государственной компанией «Укрспецэкспорт», – отметил он и добавил, что кроме Т-72 там были гранатометы и «достаточное количество боеприпасов». Очевидно, гранатометы не помогли отбиться экипажу. Кстати, за день до этих событий пираты настолько обнаглели, что атаковали танкер Военно-морских сил США. Американцы отбились, открыв прицельный огонь из автоматов.
Владимир Ланг, председатель Общества защиты прав моряков (Одесса), сообщил нам, что ходят некие слухи: мол, «наше правительство направило туда наши боевые корабли – для патрулирования вод возле Сомали». Слухи эти ничем не подтверждены, разве что появилось сообщение от пресс-службы Виктора Ющенко: «Президент поручил компетентным министерствам и ведомствам Украины экстренно предпринять все необходимые мероприятия для освобождения экипажа».
Тем временем россияне не выступали с комментариями, а отправили на выручку своим троим морякам сторожевой корабль «Неустрашимый».
Кто же отвечает за безопасность наших моряков и груза? Глава «Укрспецэкспорта» (эксклюзивный экспортер украинского оружия) Сергей Бондарчук не нашел времени, чтобы ответить на этот вопрос. Но источник «Газеты по-киевски» из этого ведомства утверждает, что согласно общепринятой мировой практике (принцип «Free on board») за безопасность должна была отвечать принимающая груз сторона, покупатель, то есть в данном случае кенийцы.
Все же остается надеяться, что наша страна тоже озаботится судьбой экипажа – хоть кому-то наши граждане нужны все-таки?! Во всяком случае, у нас не сложилось такого впечатления, пока мы общались с представителями владельца судна – компании Waterlux Panama и менеджерской компании Tomex Team (Одесса). Они не проявили энтузиазма по спасению своего экипажа: единственное, чего удалось добиться – признания, что где-то в распоряжении компании есть список экипажа.
После просьбы представиться, девушка из Tomex Team бросила трубку. Когда же мы попытались позвонить владельцу судна – зарегистрированной в Панаме фирме Waterlux – нам бодро ответили: «Здравствуйте, компания Tomex!». И не менее бодро бросили трубку, услышав название Faina.
Если разобраться
Нищие сомалийцы забыли, что такое закон
Почему же так выросла агрессия сомалийских пиратов? Тому несколько причин: обнищание страны, растущий поток торговых судов, проходящих через регион, становится легкой добычей, ну и новоприобретенная привычка сомалийцев к дармовщине (например, гуманитарной помощи, которую поставляла судами ООН). А главное – в этой стране выросло поколение тех, кто не представляет себе, что такое закон.
Сейчас с этими проблемами не может справиться ни один флот и ни одна международная организация. Владимир Ланг, председатель Общества защиты прав моряков считает, что главный факторов учащения нападений – экономический: «Это связано с увеличением прибылей: количество заказов на транспортировку постоянно растет и, соответственно, судовладельцы зарабатывают все больше и больше денег». Значит, будут деньги на выкуп, значит, груз ценный и его можно продать. Этим морские разбойники и пользуются».
Кроме того, считает он, капитаны и судовладельцы сейчас могут экономить топливо, и слишком близко подходить к «пиратским» берегам. «Даже в советское время нас инструктировали по данному вопросу: капитаны имели предписание не входить в территориальные воды стран, где процветает пиратство – Кения, Судан, Сомали и других. Они должны обходить этот район стороной». Но сейчас в поисках короткого пути наши корабли подходят ближе к берегу, где подвергаются нападению.
У берегов Сомали в последнее время часто работают украинские экипажи, и мы все чаще получаем сообщения о нападениях на них. Поэтому и создается впечатление совершенной неконтролируемости этих вод, какой-то деградации ко временам средневековых флибустьеров – без законов и без защиты для моряков. Факты это только подтверждают.
«Действительно, в Сомали выросло целое поколение, которое даже приблизительно не представляет, что такое закон», – приводит Би-Би-Си слова Эндрю Мгура из Морской ассоциации Кении. «Их мысли таковы: я не видел нормальной жизни, так если кто-то даст мне автомат и подскажет, где заработать – я пойду и сделаю это!» – говорит кениец.
Статистика
В мире все больше сомалийских пиратов
Если количество пиратских атак во всем мире упало, то в прибрежных водах Сомали оно только выросло. Об этом говорит Руперт Герберт-Бернс, эксперт авторитетного страхового агентства Lloyd’s, и приводит следующие цифры. Пик пиратства по всему миру был в 2003 году – 445 нападений, в 2006 году – 239, в 2007 – 249.
А в районе Сомали, по данным Международного морского бюро, за 2007 год было более 30 нападений, к августу 2008 года пиратами захвачено более 25 кораблей. Данные газеты «Московский комсомолец» (которая ссылается на информагентство AFP) еще более впечатляющи: с начала 2008 года сомалийцами совершено 59 нападений, 13 из захваченных судов до сих пор в руках пиратов.
Как это было
Бей пирата его же методами
Первые пираты появились, наверное, сразу же после того, как был спущен на воду второй корабль. Но XV-XVII века по праву считаются временем расцвета пиратского промысла. Открытие Америки, увеличение объемов морской торговли – все это стимулировало развитие морского разбоя.
Пираты были настолько грозной силой, что правители некоторых стран объявляли им самую настоящую войну, и если уж удавалось взять пиратов живыми, то наказывали их тоже пиратскими методами. Широко применялось протаскивание под килем, повешение на рее, порка плетью-кошкой с девятью хвостами, и даже привязывание к верхушке мачты во время шторма.
Но несмотря на все это, подобные методы были малоэффективны: пираты становились все более организованными, а имена Генри Моргана, Френсиса Дрейка с XV по XVII внушали людям такой страх, что правительствам приходилось идти на уступки и даже принимать пиратов на государственную службу. Так становились пираты каперами. Получали от государства лицензию на уничтожение судов неприятельских или нейтральных стран, взамен же делились добычей.
Следует признать, что подобная сделка существенно повлияла на упадок пиратства. Ведь имея право на грабеж, лицензированные каперы, не желая делиться добычей, попутно уничтожали и грабили пиратов-кустарей. Многие каперы впоследствии переходили на государственную службу во флоте, а некоторые из них, например, Френсис Дрейк, даже удостаивались рыцарского звания. Может, и сейчас стоило бы сомалийских пиратов натравить друг на друга до полного их истребления?
|