Газета «Наш
Мир» Рассуждать о новом миропорядке – значит устраивать дебаты вокруг ложной предпосылки, присущей главным образом западному дискурсу
Рассуждать о новом миропорядке – значит устраивать дебаты вокруг ложной предпосылки, присущей главным образом западному дискурсу. События 8 августа, которые дали толчок этой дискуссии, а именно начало Олимпиады в Пекине и российско-грузинского конфликта, не принесли нам никакого откровения о системе международных отношений. Два ключевых игрока, Россия и Китай, всегда были великими державами – просто на Западе этот факт вопиющим образом недооценивают, а то и вовсе не берут в расчет.
Великую державу можно определить как страну, которая обладает большим влиянием на региональном или глобальном уровне. Ее нельзя взять и измерить в ВВП, ППС или доходе на душу населения. Даже оказавшись в нужде или изоляции, благодаря присущей ей от природы мощи, укорененной в ее территории, населении и культуре, такая страна в состоянии излучать энергию во внешний мир. Учитывая особенности политики великих держав, необходимо подчеркнуть ряд принципов. Во-первых, такие державы заслуживают уважительного отношения, поскольку ими невозможно пренебречь: любое их телодвижение сказывается на международном уровне. Во-вторых, имея с ними дело, нельзя пересекать определенную черту: никто не должен пытаться подорвать их внутреннее устройство, желать им распада, загонять их в угол, потому что все это с неизбежностью повлечет за собой хаос и насилие и принесет страдания всем сторонам конфликта. Наконец, их следует побуждать к исполнению взятых на себя международных обязательств: в прорастающей все новыми взаимосвязями мировой деревне на великие державы ложится чем дальше, тем больше ответственности.
На церемонии открытия пекинской Олимпиады миру предстал "новый" Китай – могущественный, цивилизованный и современный. Возможно, на Западе некоторые были потрясены, кто-то, может быть, даже напуган. Но подобная реакция лишь отражает плохую осведомленность и глубину предрассудков. На протяжении тысячелетий Китай был великой страной с обширной территорией, гигантским населением и великолепной культурой. В последние 150 лет он пытается проложить себе дорогу к модернизации. А на протяжении последних трех десятков лет Китай взаимодействует с мировым сообществом и уже добился большого успеха. Однако до Олимпиады в западных СМИ его продолжали несправедливо изображать замкнутым, отсталым и тоталитарным государством, устраивая ему показательную порку по любому поводу – от Дарфура и Далай-ламы до вопроса о правах человека.
В то же время конфликт в Южной Осетии возвестил миру о возрождении России как военной силы. Поведение России тоже шокировало многих; общественное мнение на Западе прониклось симпатией к Грузии, игнорируя тот факт, что именно она-то и развязала конфликт. Более глубокая причина состоит в долговременном нажиме со стороны НАТО, на который взбешенная Россия ответила вооруженной силой, чтобы отстоять свое стратегическое пространство и жизненные интересы. В годы, последовавшие за окончанием холодной войны, США и Западный мир, очевидно, недооценили Россию как традиционно великую державу – не говоря уж о том, что не подумали о ее национальной гордости.
За 20 лет, прошедших после падения Берлинской стены, мир, похоже, привык к однополярной гегемонии США. Казалось, неконсервативная логика благодушного доминирования и продвижения демократии полностью оправдана знаменами свободы, демократии и всеобщих ценностей. Как писал Френсис Фукуяма, сущность неоконсерватизма состоит в двух мифах: что демократия – это панацея от всех проблем, от бедности до терроризма; и что победное шествие демократии можно ускорить при помощи военной силы. Эта логика подвергалась жесткой критике во время войны в Ираке, но мало кто усомнился в ее действенности, когда те же самые подходы начали применять к России и Китаю.
Китаю после Олимпиады предстоит побороть некоторые незначительные экономические и социальные препятствия и дальше прокладывать себе дорогу к социальной трансформации, политическому развитию и улучшению внешнеполитических отношений. Что же касается России, то она со своей военной мощью, обширными энергоресурсами и рычагами политического влияния остается великой державой вне зависимости от ситуации в Южной Осетии. Августовские события не изменили соотношение сил в мире: миф об однополярном мире лишь на время затуманил статус этих двух великих держав. Но последние события дают Западу возможность осознать истинный миропорядок, существующий на сегодняшний день. Признав статус, причитающийся таким странам, как Китай, Россия, Индия, Бразилия и другие, Запад подтолкнет их к тому, чтобы направить свое мировое влияние в конструктивное русло.
|