Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4609
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Политическая роль племени уйсун
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

    Идентификация легендарного Майкы-бия в историческом Байку-нойоне открывает перспективу правильного разрешения вопросов о том, почему уйсун стал собирательным названием родов и племен Старшего жуза и почему он назван старшим. Ответ на эти вопросы заключается в ведущей политической роли уйсунов в период образования и становления Казахского ханства.

    Традиция привилегированного положения уйсунов, их активная политическая деятельность продолжалась и после Байку-нойона. Представители их, как и в прошлом, являлись эмирами, старшими эмирами, некоторые даже удостаивались неслыханной для простолюдинов чести быть гургэнами — зятьями «золотого рода» Чингисхана. Для понимания этой роли уйсунов важное значение имеет сообщение Махмуда Бен Вали. Согласно ему, Бату-хан, отмечая выдающиеся заслуги своего младшего брата Тукай-Тимура (13-й сын Джучи) «во время семилетнего похода в Восточную Европу выделил ему четыре племени: минг, тархан, ушун и ойрат, а во владение — Мангышлак, земли асов (ногайское племя, а не аланы, как ошибочно утверждается в литературе — Б.И.) и Хаджи-Тархан» — Астрахань. Таким образом, уйсуны изначально составляют собственный юрт Тукай-Тимура. Казахские ханы были тукай-тимуридами, в отличие от узбекских ханов — шейбанидов.

    Стремление некоторых исследователей реанимировать устаревшее в науке мнение о происхождении династии казахских ханов от старшего сына Джучи Орда-Эжена, нам представляется, не обоснованным.Влияние усуней особенно усилилось, когда Семиречье, входившее в состав Моголистана, воссоединилось с Казахским ханством. Еще в середине XVI в. аборигенные племена: дулат, албан, суан, сары-уйсун, чапрашты, составившие впоследствии уйсунский племенной союз, оставались в составе Моголистана. По словам М.Тынышпаева, только после смерти Хак-Назар-хана и Баба-султана (соответственно в 1580 и 1582 гг.) к казахам присоединились канлы, сргеле и другие. Вероятно, в числе «других» были и основные племена: дулат, джалаир. Как известно, процесс консолидации казахского народа и его государственности был длительным. «Во времена Есим-хана в 1625 г., — пишет Тынышпаев, — присоединились найманы, бывшие в хивинских владениях, и только коныраты пристали (к Казахскому ханству — Б.И.) в середине XVIII в., оторвавшись от Бухары».

    Укрепление государства казахов во II половине XVI — XVII вв., перенесение политического центра ханства из г. Сарайшык на р. Урал на восток — на присырдарьинские города Туркестан, Ташкент и др., привело объективно к усилению роли юго-востока Казахстана, т.е. земель будущего Старшего жуза. Именно тогда, во II половине XVI — начале XVII в., вероятнее всего, вместе с ханами и султанами переселились и уйсуны. Это наше положение получает исключительную поддержку в следующих словах Чокана Валиханова: «Уйсуны... находились в соседстве с резиденцией ханов, т.е. городом Туркестаном... непосредственно пребывая около самого хана. При катаганском хане Турсуне они брали с ним вместе Ташкент». Теперь становится понятной причина, по которой племена и роды Старшего жуза получили нарицательное имя Уйсун и сам жуз был назван Старшим.

    В силу отсутствия родоплеменных подразделений в Семиречье, уйсуны предстали как надплеменная сила, цементирующая и объединяющая местные племена и роды. Их решающая политическая роль как главной опоры казахских ханов, расположение ханской ставки на юге Казахстана в непосредственной близости от Семиречья, старшинство уйсунов в системе иерархии монгольских племен, и, наконец, славное имя Майкы бия предопределили положение, по которому имя уйсунов стало собирательным наименованием племен и родов, а жуз получил наименование Старшего. Действительно, в Семиречье уйсуны пришли не как единое, целостное племя. Значительная часть их осталась в Дешт-и Кипчаке, не только в Восточном, но и в Западном. Вот почему уйсуны встречаются среди крымских татар, ногайцев Северного Кавказа, казахов Западного Казахстана. Определенная часть их последовала за шейбанидами при завоевании Средней Азии. Вот как Н.А.Аристов объясняет присутствие среди узбеков Зеравшана рода уйшун: «С сары-уйсунами эти уйшуны ничего общего, по-видимому, не имеют и кажутся прибывшими в дружинах шейбанидов союзом из частиц родов Средней орды, образовавшимся под главенством какого-нибудь влиятельного бека из рода уйшин». Очень важным является его признание о том, что песни и язык этих уйшинов —  «чисто казахские». Аристов не сумел понять или же не захотел признать, что узбекский уйшун — это тот же казахский уйсун и что их появление в Зеравшане и Семиречье, и событийно, и по времени, почти синхронны, с одним принципиальным различием: уйсуны были в дружинах казахских ханов и султанов, а уйшины — шейбанидов.

    Чтобы стать ведущей силой, уйсуны должны были выдержать своеобразный тест по системе иерархии монгольских племен. Как известно, среди казахских племен монгольскими по происхождению были уйсуны, коныраты и дулаты. Коныраты входили в улус Чага-Тая, и их основная часть вошла в состав узбекского и каракалпакского народов. Казахские коныраты входят в Средний жуз. После династии шейбанидов, аштарханидов, коныраты создали собственную династию в Бухарском эмирате, которая просуществовала до 1920 г. Таким образом, коныраты не могли составить конкуренцию уйсунам. Однако в Семиречье проживали многочисленные и воинствующие племена, которые более успешно, чем дулаты, могли бы соперничать с уйсунами в Семиречье – джалаиры, которые по своей воинской славе, известности и заслугам перед Чингисханом, роли в создании Монгольской империи нисколько не уступали, если не превосходили, уйсунов. В «Сборнике летописи» Кадыргали бия говорится: «правая и левая рука (крыло) Урус-хана: правая алач-мены (правильнее будет читать алаш-мыны — Б. И.) — три сана; канглы — два сана. Между алач-мены старшие с гребенчатой тамгой джалаиры должны быть». Под «алаш-мыны» трудно подразумевать весь казахский народ, ибо джалаиры, как известно, представлены в Старшем жузе. Поэтому, если скажем, что «алаш-мыны» Кадыргали бия — это Старший жуз, то это будет, вероятно, ближе к истине. Что алаш означал объединение племен, иногда даже союз народов, что он не тождественен понятию казахский народ, свидетельствуют и слова батыра Младшего жуза Жиембета, сказанные Есим-хану (1598 — 1628): «Не считай меня, хан, столь слабым, что я вынесу твое унижение, откочую я от тебя на север, брошу клич Алашу своему!». Не вызывает сомнения, что в устах батыра «алаш» — это его родной Младший жуз, где он был правителем. Понимать «алаш» как «казахи» означало бы, что Жиембет обращается к прославленному своей доблестью казахскому хану: «Брошу я клич казахам своим!», что звучало бы весьма курьезно.

    В народных преданиях знатность джалаиров не подвергается сомнению. Так, Мухамеджан Тынышпаев, понимая под уйсунами племена: дулат, албан, суан, сары-уйсун, чапрашты, подчеркивал, что все они считаются ниже джалаиров, что на пирах и поминках из старшеордынцев выше всех садят джалаиров (им подают голову и ляжку барана в знак старшинства их; после джалаиров вторым считается еще более малочисленный род ошакты, и только третье место занимает уйсун). Джалаиры получили большую известность еще при жизни Чингисхана, многие из них были эмирами, старшими эмирами, а знаментый Мукали — гойон командовал левым крылом войска Чингисхана (62 тыс.), был назначен Чингисханом наместником в покоренном им Северном Китае. В числе четырех тысяч монгольских воинов, переданных Чингисханом Угэдею, наряду с коренными монгольскими племенами сулдус, конкотан, были и джалаиры. В конце царствования Хайду (1269 — 1301) или при его преемниках.По словам известного узбекского историка К.Ш.Шаниязова, переселение джалаиров в Среднюю Азию произошло в 60-е годы ХШ в. Значительная часть джалаиров участвовала в завоевательных походах Хулагу-хана. Через столетие они создали в Северном Иране государство Джалаиров (1356 — 1411 гг.). Среднеазиатские джалаиры играли значительную политическую роль в регионе, однако в 70-е годы XIV в. они были разгромлены Тимуром и рассеяны. Именно тогда часть их оказалась в Дешт-и Кипчаке. Потому они присутствуют во всех генеалогических списках узбекских племен и родов. Джалаиры, как и уйсуны, до II половины XVI в. не были в Семиречье. Возвращение их связано с образованием Казахского ханства. Примечательный факт: возвращение джалаиров на свои исконные земли, вероятно, имело место и в последующее время, вплоть до XVIII в. Так в 1748 г., защищая джалаиров из Хивы, стремившихся вернуться в Семиречье к своим сородичам, от насилия Барак султана, погиб от руки последнего хан Младшего жуза Абулхаир, прославленный герой и полководец борьбы казахов против джунгарских захватчиков. И все же собирательным наименованием Старшего жуза стал не джалаир, а уйсун. Сыграло свою роль то, что джалаиры, во-первых, не были в числе коренных монгольских племен, во-вторых, они не были в числе монгольских воинов, переданных Чингисханом Джучи, а от него Тукай-Тимуру, следовательно, они не могли претендовать на особое к ним расположение казахских ханов. Как видим, и в иерархии монгольских племен, и по сравнению с политической ролью в Казахском ханстве джалаиры уступали уйсунам. Передав большинству племен Старшего жуза свое имя, уйсуны, вероятно, растворились в среде тех же племен: дулат, албан, суан, сары-уйсун, шапрашты. Джалаиры же сохранили единство своих родоплеменных подразделений. Полагаем, что высказывание Т.И.Султанова, «по сведениям казахских генеалогических преданий, джалаиры главная ветвь племени уйсун» отражает действительно представление народных преданий, не соответствующее историческим реалиям. Джалаиры не могли быть ни главной, ни побочной ветвью племени уйсунов. Они были самостоятельным и влиятельным племенем, принявшим активное участие в образовании и становлении Казахского ханства, таким джалаиры остались и в составе Старшего жуза.

    Признавая решающую роль уйсунов и в том, что жуз, образованный впоследствии, получил название Старшего, хотели бы коснуться этимологии самих понятий «Старший», «Младший» жузы. Ч.Валиханов основой социальной структуры казахов считал принцип родоподразделения, сохраняющийся якобы в неизменном порядке. Он пишет: «Самый порядок разделения, обусловивший собою право старейшинства и силу племени, что выражается правом физического первородства предка... принимается совершенно в генеалогическом смысле; посему форма отношений орд к ордам и родов одной орды между собою соответствует правам кровного братства, а отношения родов к своей орде — отношению сына к отцу, к старшему роду старшей орды — отношением племянника к дяде...». Он неоднократно отмечал, что именно принцип старшинства лежит в основе разделения казахов на три жуза: «русские называют ордами и которые по старшинству  них (казаков) называются Большая, Средняя и Меньшая сотня (Улу юз, Урта юз и Кичи юз)», «по старшинству племенных союзов они составляют старшие орды — Большую и Среднюю».

Из книги Б.Б. Ирмуханова «Усунь и этногенез казахского народа». Подготовил: Талгат аль Тарази.

Источник:Наш Мир

Категория: История | Просмотров: 8871 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 4.9 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана