Газета «Наш
Мир» В СВОЕЙ КНИГЕ “Будущий диалог цивилизаций: между Исламом и Западом” один из харизматических лидеров в новейшей истории Турции Наджметдин Эрбакан приводит несколько откровенных высказываний ведущих политических деятелей и специалистов, раскрывающих действительное отношение высшего западного истеблишмента к Исламу. Вот некоторые из них: “Бывший генеральный секретарь НАТО Джон Калфен после падения Берлинской стены заявил: “Холодную войну” между Востоком и Западом мы выиграли. Но есть старое противостояние между нами и Исламом, которое рано или поздно возобновится, и мы не знаем, кто выиграет это сражение”. М. Тэтчер, в то время премьер-министр Великобритании, оправдывая необходимость сохранения НАТО, сказала: “Западной цивилизации угрожает опасность еще большая, чем коммунизм, и это Ислам”.Майкл Сала из Американского университета в Вашингтоне предполагает, что отношения между западной внешней политикой и Исламом будут враждебными: “И неверно говорят о существовании Ислама экстремистского и другого Ислама, умеренного. Вся разница лишь в тактике, и не более того”. И это только некоторые высказывания, которые приводит в своей книге Н. Эрбакан. С. Хантингтон в своей широко известной книге “Столкновение цивилизаций” сделал весьма примечательную оговорку: “Основная проблема Запада — вовсе не исламский фундаментализм. Это — ислам, иная цивилизация…” По его мнению, именно Ислам является тем, что особо беспокоит Запад в стратегическом плане. “Внимательный и терпеливый взгляд на события, происходящие на мировой арене, ясно показывает, что Запад настроен против мусульман”. Р. Пайпс, в свою очередь, особо подчеркивает острые “конфликты между Исламом и современностью в экономических вопросах”. Ф. Фукуяма утверждает: “…базовый конфликт, перед которым мы стоим, гораздо шире и затрагивает не только небольшие группы террористов, но и всю общность радикальных исламистов и мусульман, для которых религиозная идентичность затмевает все другие политические ценности”. Как известно, глубина и масштабы такой религиозной самоидентификации — отличительная особенность Исламского мира.Каковы основные причины жесткого предубеждения высшего западного истеблишмента по отношению к Исламскому миру? Во-первых, господствующая ныне глобальная экономическая модель возникла в условиях дешевых нефти, угля и газа. А между тем, уже в последней четверти ХХ века мир вступил в период энергетического дефицита с постоянно растущими ценами на углеводородные ресурсы. Развитые страны Запада производят свыше 80 процентов мирового валового продукта. Но зависимость этих стран от поставок нефти из Исламского мира, где сосредоточены 70% мировых нефтяных запасов, 49% — природного газа, 21% — урана и другие стратегические ресурсы, последние тридцать лет неуклонно возрастает. Тот, кто в ближайшие пять-десять лет добьется решающего преимущества для гарантированного доступа к сокращающимся энергетическим ресурсам, получит главные козыри для формирования геополитического и геоэкономического ландшафта ХХI века. Поэтому Запад, безусловно, будет стремиться, так или иначе, к установлению стратегического контроля над ресурсами Исламского мира. Во-вторых, это проблема воспроизводства рабочей силы. В 2000 году в Европе проживали 494 миллионов человек в возрасте от 15 до 65 лет. К 2050 году их численность сократится до 365 миллионов. За 50 лет соотношение работающих и пенсионеров изменится с пропорции 5:1 до 2:1. Стремительное старение населения уже сейчас приводит ко все большей социальной нагрузке, а через двадцать-тридцать лет может привести к катастрофическим последствиям для всей европейской экономики. Чтобы не допустить резкого падения существующего жизненного уровня, государства Европейского сообщества должны резко увеличить приток иммигрантов. Иммиграция рабочей силы в основные европейские страны — это не альтруизм или добрая воля со стороны европейских элит, а жесткая эгоистическая мера Запада.В-третьих, западный истеблишмент оказался неспособен провести эффективную секуляризацию мусульманского социума, интегрировать Исламский мир в западную цивилизацию. Более того, растущие мусульманские сообщества в Европе и США не расплавляются в общем котле западного стиля жизни, а эффективно сохраняют свои религиозные ценности и традиции. В-четвертых, в условиях постепенно углубляющегося глобального системного кризиса особую тревогу у западного истеблишмента вызывает мобилизационный потенциал Ислама. Тотальная бюрократизация партийных систем, фактическое исчезновение массового профсоюзного движения, широкомасштабная дифференциация альтернативных и субкультурных стилей жизни (включая зеленое движение и гей-сообщества) фактически привели к тому, что действительный мобилизационный потенциал западного сообщества стремительно сокращается. Нечто противоположное устойчиво происходит в Исламском мире. Здесь увеличивается число и качество пассионарных и субпассионарных личностей, групп и страт, способных инициировать и возглавить массовые социально-политические процессы. В-пятых, в рамках развивающегося системного кризиса западного социума резко обострилась проблема смысла жизни. Но в мусульманском мире проблема смысла жизни никогда не превращалась в личностную и общественную трагедию. Даже в случае социальной деградации и социального распада того или иного мусульманского общества Ислам обеспечивал сохранение и воспроизводство системы ценностных критериев, не допускавших разрушительного кризиса личности. В этом особая привлекательная сторона исламского мироощущения в нынешних условиях глобального системного кризиса. И во многом именно этот момент объясняет то, что в Европе растет число коренных европейцев, принимающих Ислам. Более того, среди десятков и сотен тысяч новообращенных мусульман в западных странах большинство составляют представители высокообразованных, интеллектуальных и элитарных слоев общества. Вскоре после стратегического и идеологического обоснования неизбежности столкновения Запада и Ислама в США, как на заказ, взрываются две башни. США открыто перешли в военное наступление против мусульманского мира. Были захвачены и оккупированы Афганистан и Ирак. Угроза военного вторжения нависла над Сирией и Ираном. Мощные волны исламофобии прокатились по основным западным странам. Р. Чейни и Дж. Буш заявили о неизбежности “длительной, на десятилетия, войны против исламского терроризма”. Суть и цели объявленной войны Исламскому миру были сформулированы в долгосрочной программе “демократизации Большого Ближнего Востока”. Запад хотел бы поменять реальный, но “неудобный Ислам” “исламом либеральным, демократическим, а потому хорошим”, заменить настоящий, но “плохой Коран” на Коран, отредактированный в одном из влиятельных американских университетов, еще больше разобщить Исламский мир и окончательно включить его важнейшие части (богатые нефтью и газом) в западную цивилизацию.ОДНАКО ПАРАДОКСАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ попытка тотального наступления Запада против мусульман, наоборот, привела к укреплению и усилению Исламского мира. Ни одна из поставленных администрацией Буша-младшего стратегических задач по переформатированию Большого Ближнего Востока в глобальных интересах Запада не реализовалась. Американские позиции здесь существенно ослабли. Огромное силовое превосходство Запада не привело к геополитическим и геоэкономическим выигрышам. В Ираке Вашингтон, по мнению самих же американских экспертов, оказался в “катастрофической ситуации”. В Афганистане, несмотря на эскалацию численности вооруженных сил НАТО, влияние талибов постоянно возрастает. Израиль вынужден был уйти из сектора Газа, который стал оплотом ХАМАС — одного из наиболее сильных в исламском мире военно-политических движений. В 2006 году Израиль фактически проиграл войну в Ливане, что привело к тому, что в мае 2008 года Хизбалла превратился в доминирующую в этой стране силу.]За последние пять лет у мусульманских нефтеэкспортирующих стран произошло накопление таких финансовых средств, что объективно превратило их в качественно новый фактор мировой экономики. В результате все больше усиливается глобальная политическая и экономическая конкуренция за влияние на страны Большого Ближнего Востока. Целый ряд государств (КНР, Япония, Южная Корея, Франция) создали специальные официальные и неофициальные институты для продвижения своих системных интересов в зоне Исламского мира. Например, КНР на государственном уровне создала механизм постоянного диалога не только с отдельными мусульманскими странами, но и, например, с арабскими странами (ЛАГ) в целом. Франция при Саркози разработала и начала реализовывать специальную стратегию развития отношений с Саудовской Аравией, ОАЭ, Алжиром, Марокко. Италия при Берлускони официально извинилась за свою колониальную политику в Ливии и согласилась выплатить 5 миллиардов долларов в качестве компенсации, надеясь за это получить преференции для итальянских компаний в ливийском газонефтяном секторе. Практически во всех мусульманских странах существенно усиливается Ислам и как идеологический мобилизационный фактор, и как стиль повседневной жизни, и как ведущая политическая линия, и как форма внешнеполитической консолидации. Одновременно существенно ослабли практически во всех этих странах старые светские идеологии, прежде всего националистические, левые, социалистические и либеральные. КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ от Республиканской партии на выборах 1992 и 1996 годов Патрик Бьюкенен в своей широко известной книге “Смерть Запада” написал: “В науке, технологиях, экономике, промышленном производстве, сельском хозяйстве, разработке и производстве вооружений и демократичности общества Америка, Европа и Япония ушли вперед на многие поколения. Но Исламский мир сохранил нечто, утраченное Западом, а именно — желание иметь детей и продолжать свою цивилизацию, культуру, семью и веру. Почти невозможно отыскать ныне европейское государство, коренное население которого не вымирало бы, — и почти невозможно найти исламскую страну, население которой не возрастало бы с каждым днем. Да, Запад узнал много такого, о чем неведомо Исламу, однако Ислам помнит то, о чем Запад позабыл: “Нет иного мира, кроме сотворенного верой”.
|