Газета «Наш Мир»
Чтобы воспитать ребенка настоящим евреем, надо постоянно, помнить о том, на что направлены наши усилия: каким человеком мы хотим его видеть, как подготовим его к служению Всевышнему, какие черты характера следует в нем развивать, а какие искоренять. Мы обязаны знать это, чтобы воспитывать наших детей в духе Торы. Правильное развитие характера необходимое условие успешного изучения Торы. Наши мудрецы обладали замечательными душевными качествами, такими, как радостное восприятие действительности, скромность, терпение, снисходительность, удовлетворенность жизнью, культура речи, любовь к ближнему. Эти черты необходимы не только для изучения Торы, но и для выполнения заповеди, призывающей следовать Всевышнему в Его доброте и милосердии. Более того, тот, кто приятен людям, дорог и Б-гу. Родители должны постоянно помнить о том, как важно развивать в детях черты, необходимые еврею, преданно следующему предписаниям Торы. Решающий момент в воспитании знать, чего хочешь достигнуть. Например, вы твердо знаете: ваш ребенок должен жить, бескомпромиссно выполняя мицвот, так, как призывали наши мудрецы: "Будь храбрым, как леопард, легким, как барс, быстрым, как олень, сильным, как лев, выполняя волю своего Отца в Небесах". Тогда вы будете поощрять в своих детях усердие и любовь к труду, поможете им преодолевать лень и безразличие. А если родители придерживаются господствующего в современной психологии мнения, что у ребенка должно быть "безоблачное детство" много досуга и никаких обязанностей, они будут поощрять в нем стремление к беззаботной жизни и погоню за удовольствиями.
Родителям следует добиваться не только правильного поведения, но и правильного мышления.
По сути дела, обладание определенными душевными качествами требование Торы. Так, быть честным не просто желательно, а обязательно; еврей не может выбирать, быть или не быть ему честным. Это одна из заповедей, которую он обязан выполнять. Однако невозможно в один прекрасный день ознакомиться со всеми 613 мицвот и начать соблюдать их. Еврей должен узнать о заповедях и привыкнуть к их выполнению в раннем детстве. Тогда в тринадцать лет он будет привычно и умело соблюдать законы, предписанные ему Всевышним.
То же происходит, когда родители прививают ребенку правильное отношение к совершаемым действиям. Родители готовят его к выполнению мицвот: радоваться жизни, быть добрым, довольным тем, что имеешь, и т.п. И ребенок приобретает эти черты, может быть, не всегда сознательно участвуя в этом процессе, так как внедрение и закрепление желаемых моделей поведения происходит независимо от его сознания. Родители могут и не замечать воздействия, которое их поведение оказывает на развитие эмоционально-интеллектуальных представлений детей. Но воздействие тем не менее существует. Если же родители сознательно сосредоточатся на определенном аспекте воспитания, это еще усилит их способность влиять на детей. И действительно, почему обучение этим мицвот предоставлять случаю в большей степени, чем, скажем, ознакомление с кашрутом! И вести себя, и мыслить по-еврейски детей тоже следует учить, осознанно готовя их к выполнению как тех мицвот, что отражают отношения человека со Всевышним, так и тех, которые определяют отношения между человеком и его ближним. "Наставь ребенка на его путь, и он не сойдет с него, когда состарится".
Все педагогические средства, которые мы рассматривали ранее: награды, поощрения, наказания, положительный пример родителей так же применимы для привития нравственных представлений, как и для выработки правильных навыков поведения. Используя известные воспитательные средства, родители должны помочь детям стать по-настоящему религиозными людьми, искренне "следующими путями Ашема", повторяющими в себе Его черты доброту, милосердие и праведность.
1. Служить Всевышнему с радостью
Рамбам учит: "Будь всегда в хорошем расположении духа, сохраняй приятное выражение лица". Тора требует от нас радоваться тому, что мы имеем. Это черта, которую следует развивать. Если человека с детства учат радостному восприятию жизни, потом ему легче совершенствовать в себе это качество.
2. Быть довольным тем, что имеешь
Другая сторона радостного восприятия жизни это способность довольствоваться тем, что имеешь. "Кто богат? Тот, кто рад своему уделу".
Для еврея, живущего по Торе, полная вера в Творца еще один важный источник удовлетворения и душевного покоя. Он верит: все, что ни делает Всевышний, к лучшему; те переживания и обстоятельства, которые посылает ему Б-г, все для его духовного благополучия. Такой человек верит, что даже житейские невзгоды служат ему во благо.
3. Привитие скромности
Человек заносчивый, высокомерный, как и человек гневающийся, подобен идолопоклоннику. Гордец убежден, что всеми успехами в жизни обязан только самому себе. Он как бы отвергает роль Б-га в своей жизни и поклоняется другим божкам (в данном случае себе). Отсутствие благодарности за дары Всевышнего вызов Создателю. Нескромность вытекает из многих недостатков и, в конце концов, приводит к отрицанию Б-га; для духовного же развития необходимы скромность и смирение
Наши мудрецы утверждают: "Всевышний обитает лишь рядом со смиренным человеком". Скромность раскрывает ворота к познанию Торы и к мудрости. Скромность играет решающую роль в формировании личности религиозного человека; сказано, что она превосходит по значению все остальные качества.
Как развить у ребенка эту важную черту? Внушая ему с раннего возраста, что скромность неотъемлемая черта человека, живущего по Торе, одновременно мы должны прививать детям такие качества, как способность судить других людей с максимальной доброжелательностью (у евреев это называется к лучшему, с лучшей стороны) и умение подавлять в себе гнев.
4. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего
Еврейского ребенка надо терпеливо и целенаправленно учить правильному поведению и уважению ко всем созданиям Творца. Ребенок, выросший в еврейской семье, должен с любовью относиться ко всему, что создано Всевышним. Родителям необходимо объяснять и постоянно демонстрировать бережное отношение к живой природе.
5. Чистота речи
Речь отражает характер человека. Речь не только отражает личность человека, она формирует ее. Когда человек намеренно избегает грубых слов, он чувствует себя спокойнее и реже теряет самообладание. Когда он заставляет себя говорить о других лишь хорошее, он привыкает и думать о людях доброжелательно и т.д.
Сара-Хана Рэдклиф
|