Газета «Наш Мир»
Визит председателя Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса в Дамаск и его переговоры с сирийским лидером Башаром Асадом в минувшее воскресенье прошли почти незаметно. На них практически не отреагировала ни западная, ни арабская пресса. Как сообщило сирийское информационное агентство САНА, основной темой беседы был вопрос "о преодолении межпалестинского раскола".
Однако главная интрига встречи Аббаса с Асадом вовсе не в преодолении раскола, а в том, кого Сирия признает и будет признавать в качестве будущего лидера всех палестинцев. Дело в том, что 9 января 2009 года истекает срок полномочий Махмуда Аббаса на посту главы Палестинской национальной администрации. Аббас был избран на этот пост 5 лет назад на всенародных выборах сразу после смерти Ясира Арафата.
Сегодня в палестинских рядах нет единства – фактически идет гражданская война. Поэтому о всеобщих выборах на Западном Берегу и в секторе Газа уже не может быть и речи. И на пост председателя Автономии претендуют как ее нынешний глава – Махмуд Аббас, так и представитель движения ХАМАС, нынешний руководитель непризнанного правительства исламистов в Газе Исмаил Ханийя.
Немного истории. В феврале 2007 года палестинские движения "Фатх" и "Хамас" под эгидой короля Саудовской Аравии подписали в Мекке совместный договор о формировании правительства национального единства. Инициатором и посредником на переговорах выступил король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз аль-Сауд. Подписи под документом поставили глава палестинской национальной администрации, лидер ФАТХ Махмуд Аббас и председатель политбюро движения ХАМАС Халед Машаль. Стимулом к подписанию документа послужило обещание саудовского монарха предоставить новому палестинскому правительству 1 миллиард долларов.
Однако, несмотря на щедрые посулы, палестинское единство продержалось недолго. Спустя 4 месяца, в июне 2007 радикальная исламская группировка ХАМАС совершила военный переворот в секторе Газа, свергнув своих политических конкурентов – сторонников движения ФАТХ Махмуда Аббаса. В свою очередь Аббас, находящийся на Западном берегу Иордана в Рамалле, обвинил ХАМАС в государственной измене и прервал все отношения с руководством движения. Его сразу же поддержали Израиль, США и Евросоюз, которые также отказались от каких-либо контактов с ХАМАС. В то же время Россия и арабский мир, признавая Махмуда Аббаса руководителем Палестинской автономии, не стали объявлять ХАМАС «вне закона» и сейчас выступают в роли посредников, стремящихся восстановить диалог между противоборствующими палестинскими группировками.
У Сирии с ХАМАС весьма теплые отношения. Именно в Дамаске постоянно проживает главный национальный оппонент Махмуда Аббаса - председатель политбюро движения ХАМАС Халед Машаль. И благодаря своему влиянию на ХАМАС Дамаск является одним из ключевых игроков на палестинской шахматной доске. Именно поэтому нынешнему председателю палестинской национальной администрации нужна, как воздух, поддержка Сирии, равно как и других арабских стран.
Пока Сирия хранит молчание о том, будет ли она после 9 января считать главным среди палестинцев Махмуда Аббаса или же отдаст предпочтение представителю ХАМАС. В интервью журналистам в Дамаске Аббас призвал к скорейшему созыву встречи всех палестинских движений. Ожидается, что такая встреча пройдет в Каире в конце октября - начале ноября этого года. Маловероятно, что каирская встреча принесет какие-либо результаты. Но даже если палестинским политикам удастся помириться, вряд ли это примирение приведет к прорыву в процессе палестино-израильского урегулирования, о котором так громко заявлял в Аннаполисе год назад президент США Джордж Буш.
Дело в том, что двум другим ближневосточным игрокам – Израилю и США сейчас явно не до Палестины. И в Вашингтоне, и в Тель-Авиве сейчас происходит смена власти. До тех пор, пока нынешний и уходящий премьер Эхуд Ольмерт не уйдет в отставку окончательно, а его последователь – Ципи Ливни не сформирует новый кабинет министров, никаких серьезных шагов к миру со стороны Израиля не предвидится. Не будет таких шагов и со стороны США, до тех пор, пока не уйдет Джордж Буш и в Белом Доме не сменится хозяин. А это значит, что на ближневосточном политическом фронте в ближайшие месяцы будет сохраняться относительное затишье.
|