Газета «Наш Мир»
Перспективы глобальной финансовой системы день ото дня выглядят все мрачнее: американская администрация вынуждена поддержать Уолл-стрит, правительства европейских стран выкупают из долговой кабалы многочисленные коммерческие банки. Есть и еще более тревожная новость: правительство Исландии надзирает за массированным дефолтом всех крупнейших банков своей страны. Эти опасные события указывают не только на то, что рецессия окажется еще болезненнее, чем ожидалось, но и на безотлагательную необходимость скоординированных действий международного сообщества по предотвращению чего-то пострашнее: открытой финансовой войны.
Последствия бедствия, которое постигло Исландию, по-видимому, более серьезны, чем осознают люди. Банковские активы этой страны более чем в 10 раз превышают ее ВВП, так что выкуп банков правительству явно не по карману. То будет крупный дефолт, который затронет множество участников. В одной только Великобритании 300 тыс. вкладчиков внезапно утратили доступ к своим средствам, а процесс получения страхового возмещения по вкладам не совсем ясен.
Но есть и более широкие проблемы. Поскольку европейские правительства не вняли мольбам о помощи, премьер-министр Исландии Гейр Хорде на прошлой неделе предостерег, что отныне "каждый за себя". Это попахивает финансовой автархией, которая была свойственна "дефолтерам" в период финансового кризиса в Азии в конце 1990-х. Когда Аргентина объявила дефолт задолженности государства в 2001-2002 годах, местные политики тоже столкнулись с сильнейшим нажимом: от них требовали изменить принципы верховенства закона, дабы отдать предпочтение отечественным владельцам собственности перед иностранцами, – и политики действительно внесли поправки в закон о банкротстве, предоставляющие преимущества местным должникам. В Индонезии и России после кризисов 1998 года местные компании и банки воспользовались неразберихой для захвата активов, а затем нашли способы привлечь суды на свою сторону.
Это естественные последствия хаотической обстановки. Обещание Исландии гарантировать вклады своих граждан, но отменить гарантии для иностранцев, возможно, станет лишь первым шагом. Решение премьер-министра Великобритании Гордона Брауна подать в суд на Исландию на этом основании, принятое на прошлой неделе, может лишь ускорить кризис. А контроль над активами и деятельностью исландских банков в Великобритании, который британские власти будут осуществлять на основе контртеррористических законов, также может иметь потенциально-драматический символический смысл.
В большинстве случаев подобные финансовые войны изнурительны и дорогостоящи. В результате транснациональные потоки движения капиталов на несколько десятков лет обмелеют; возможны также другие далеко идущие последствия для политики и мира во всем мире. Если ведущие промышленно развитые страны не предпримут слаженных мер, существует совершенно реальная опасность того, что все мы будем страдать еще больше.
Кроме того, теперь в небольших странах и на развивающихся рынках будет наблюдаться значительно больше дефолтов и кредитных паник. После краха Исландии все кредиторы других государств, имеющих большие дефициты и крупную внешнюю задолженность, видимо, ищут способы уменьшить свою уязвимость. В рискованном положении оказались, очевидно, многие страны Восточной Европы, Турция и часть Латинской Америки. Трудности, испытываемые Россией, демонстрируют, что в гипотетически платежеспособных странах риск тоже бывает велик: хотя российский Центробанк располагает золотовалютными резервами в размере 556 млрд долларов, частный сектор недавно задолжал, по некоторым оценкам, 450 млрд долларов. Кредиторы не желают отсрочить взыскание этой задолженности, и обеспечивать ее погашение взялось правительство, воспользовавшись своими резервами. Оно уже распорядилось через государственные банки направить 200 млрд долларов компаниям, которые погашают свои долги. Если цены на нефть упадут, эта на вид совершенно платежеспособная страна вскоре будет казаться почти банкротом. Со сходными проблемами, возможно, столкнулись некоторые другие восходящие звезды – Бразилия и даже Индия.
Все это усугубляется тревожными признаками того, что кредит доверия к властям США исчерпан. Несмотря на меры Вашингтона по стабилизации финансовой системы, обвал на рынках кредитов и ценных бумаг продолжается. Эта картина напоминает кризис в Азии 1997-1998 годов, когда программы МВФ, применявшиеся одна за другой, создавали лишь все более и более краткие передышки среди рыночных потрясений в развивающихся странах.
Отныне есть риск, что все новые дефолты корпораций и банков внутри отдельных государств, сопровождаемые крупными переменами в транснациональных потоках капиталов, повлекут за собой хаотичную череду общенациональных и местных дефолтов. Если правительства не примут благоразумных и слаженных ответных мер, существует опасность финансовой войны. Перечислим шесть шагов, которые помогут избежать ситуации "каждое государство за себя".
1. Ведущим финансовым державам мира – как минимум, Соединенным Штатам, Великобритании, Франции и Германии – следует совместно обнародовать национальные планы, предполагающие рекапитализацию банков (например, реструктуризацию пропорций их задолженности и ценных бумаг), дабы у финансовых учреждений хватило капиталов пережить крупную глобальную рецессию. Практические механизмы этой работы каждое государство может избрать на внутриполитическом уровне, но эта цель должна стать общей, дабы граждане и компании снова смогли довериться своим банкам.
2. Правительствам следует объявить о временной всеобъемлющей гарантии всех существующих банковских вкладов и долгов. Фактически то будет обещание, адресованное кредиторам, – заверение, что те могут спокойно рассчитывать на функционирование этих учреждений вплоть до их рекапитализации. Оно позволит предотвратить крупное перетекание капиталов, возможное в том случае, если некоторые банки или страны проведут рекапитализацию раньше других. Эта гарантия должна быть строго временной (например, на шесть месяцев).
3. Монетарным ведомствам этих стран следует кардинально понизить учетные ставки. Европа, Канада и США недавно объявили о скоординированном понижении ставки на 0,5%. Это хорошее начало, но только начало. Потребуется дальнейшее снижение, причем оно не остановит кредитного кризиса внутри отдельных стран или в транснациональном масштабе. События последних девяти месяцев толкают нас на путь глобальной рецессии, при которой цены на сырье будут продолжать падать, а спрос останется низким. Инфляция будет небольшой, причем существует риск дефляции (снижения цен). Потребуется дальнейшее снижение учетной ставки.
4. Монетарным ведомствам также следует твердо продолжать вливания ликвидности в финансовую систему до тех пор, пока кредитные рынки и межбанковское кредитование остаются слабыми. Заверить в продолжении этого курса следует, как минимум, на год.
5. Всем промышленно развитым странам и большинству ведущих развивающихся рынков следует взять на себя обязательство крупной фискальной экспансии (как минимум 1% ВВП), структурированной для функционирования в рамках внутриполитической среды, дабы компенсировать грядущий крупный спад глобального спроса.
6. Многие семьи по всему миру столкнутся с отрицательной маржей (например, ситуацией, когда сумма взятого ипотечного кредита превышает рыночную стоимость дома) ввиду падения цен на жилье. Это вызовет широкое недовольство кредитными учреждениями и политиками. Страны, где эта проблема наиболее остра, – в том числе США, Великобритания, Ирландия и Испания – должны срочно разработать программы помощи домовладельцам, которые не только противодействовали бы реальным лишениям, но и предотвратили бы опасное безудержное снижение цен на жилье.
Тщательная подготовка необходима: выборочные и односторонние действия больше не будут эффективными. Меры, принимаемые какой-либо страной в одиночку, и нынешняя практика мелких шагов больше не вселяют доверия, а потому не способны переломить тенденцию. Рынки нуждаются в "шоковой терапии" для выведения из паники. Стоит задействовать достаточно крупную экономическую мощь для осуществления всеобъемлющей программы по излечению рынков от паралича. Если США и крупные европейские державы осуществят подобную программу, можно быть уверенными, что другие страны последуют их примеру и тем самым в значительной мере развеют страхи перед крахами банков у себя.
Нужно также позволить, чтобы уровень цен сместился до отметки, которую рынок выдерживает. Это, к сожалению, означает, что наше богатство еще более сократится. События последних шести месяцев почти наверняка повлекут за собой рецессию, и крупные пересмотры дивидендов в сторону понижения почти бесспорны. Кризис, несомненно, изменил отношение инвесторов к рискам вложения денег в ценные бумаги и недвижимость. Как мы наблюдали после кризисов в Азии, это может означать, что акции, облигации и другие активы резко подешевеют и для восстановления их котировок потребуется много времени. Фискальная экспансия и меры по помощи домовладельцам помогут сократить негативные последствия этих убытков, но важно четко разъяснить, что рост стоимости активов не должен быть мерилом успеха программы.
И наконец, всем важно признать, что давно миновали те дни, когда покончить с паникой и предотвратить крупную рецессию было возможно, пусть даже путем кардинальных мер. Успешная программа не предотвратит рецессию, и мы все равно будем наблюдать много индивидуальных, корпоративных и, возможно, даже общенациональных банкротств. Стоит выпустить из бутылки джинна паники и неуверенности, как потребуется много лет, чтобы загнать его обратно. Наша задача – хотя бы предотвратить хаотичный крах, порожденный непоследовательной политикой, дефицитом доверия к власти и международной финансовой войной.
|