Газета «Наш
Мир» Депутат Жогорку Кенеша Рашид Тагаев 8
октября озвучил итоги работы парламентской комиссии по изучению
религиозной ситуации в Кыргызстане. Этот документ находится в
распоряжении ИА «24.kg». Он произвел такое
впечатление на парламент, что теперь в течение двух месяцев МВД, ГКНБ и
Госагентство по делам религий проверят деятельность религиозных фондов
и учебных заведений, проведут инвентаризацию законодательства в этой
сфере и решат вопрос о реформировании структуры мусульманской конфессии.
Главным выводом парламентской комиссии
можно назвать фразу «религиозная ситуация в республике остается сложной
и противоречивой». Составители документа подсчитали, что до 1991 года в
Кыргызстане существовало 3-4 преимущественно традиционных религиозных
направления, а сейчас их более тридцати. До обретения независимости
Кыргызстаном в стране официально работало 39 мечетей, 25 храмов и
приходов Русской православной церкви, а также действовали пять
направлений христианства. С ноября 1996-го по июнь 2008 года в
республике зарегистрировано 2 тысячи 168 объектов религиозного
назначения, из них 1 тысяча 791 – мусульманского направления.
В своей структуре Духовное управление
мусульман Кыргызстана имеет 9 казыятов, 1 тысячу 674 мечети (при этом
76,14 процента приходится на юг республики), 8 вузов (из них один
действует в Бишкеке), 7 институтов, 50 медресе, 49 фондов, центров и
объединений ислама, а также 3 зарубежных миссии. На юге Кыргызстана
количество религиозных исламских учебных заведений составляет 56,14
процента по отношению к светским. На севере их доля ниже - 43,86
процента. Общее число студентов религиозных учебных заведений достигает
2 тысяч 866 человек. Из них на юг республики приходится 1 тысяча 516,
на север - 1350 человек.
«Все большую остроту приобретают
проблемы, связанные с деятельностью таких экстремистских религиозных
течений, как «Акрамия», Исламское движение Туркестана, «Байъат» и,
особенно, «Хизб ут-Тахрир». Если ранее его активисты действовали
конспиративно, то сейчас наблюдается четкая тенденция их открытого
заявления о себе как реальной политической и религиозной организации»,
- говорится в документе. Члены комиссии отмечают, что зафиксированы
факты давления сторонников «Хизб ут-Тахрира» на правоохранительные
органы и местные власти. В частности, во время выборов депутатов
Жогорку Кенеша они активно агитировали голосовать за «истинного
мусульманина» и привлекли к этому имама центральной мечети города
Кара-Суу. «Хизб ут-Тахрир» пользуется поддержкой социально незащищенных
слоев населения. По данным МВД, в 2003 году выявлено 450 ее
последователей, в 2004-м – около тысячи, а в 2007-м – почти 5 тысяч
человек. Особую тревогу вызывает то, что формируется женская секция
организации, которая играет важную роль при воспитании детей», -
отмечает парламентская комиссия.
«Вызывает тревогу», «серьезная
проблема» - наиболее часто встречающиеся выражения в документе. Это
относится к «появлению внутри исламской конфессии религиозных
группировок, конкурирующих между собой за сферы влияния среди верующих,
что усиливает оппозиционность религиозных течений». «Серьезной
проблемой» авторы документа считают деятельность дааватистов –
сторонников организации «Таблиги Джаамат», центр которой находится в
Пакистане. Как говорится в отчете парламентской комиссии, «активисты
располагаются в мечетях, превращая их в агитационные центры». «Они
призывают людей к строгому соблюдению шариата, обязательному совершению
пятикратного намаза и ношению хиджаба женщинами. Подобные воззвания
порождают фанатизм. В результате дааватисты требуют от местных властей
разрешить ношение хиджаба в общеобразовательных школах и раздельное
обучение учащихся по половому признаку. Их структурные подразделения,
не подчиняющиеся ДУМК, существуют во всех городах и районах. Со
временем эта организация может стать конкурентом Духовному управлению
мусульман КР», - считают члены комиссии.
Авторы документа отмечают также процесс
«неконтролируемого строительства мечетей». Оно проходит без
официального учета, регистрации и согласования с Госагентством по делам
религий. «Во многих населенных пунктах появляется по нескольку мечетей,
конкурирующих за сферу влияния. Растет количество медресе, не
контролирующихся казыятами и местными властями», - говорится в
документе.
«Вызывает беспокойство состояние
исламских учебных заведений. Бытовые условия, учебный процесс, уровень
подготовки преподавателей не отвечают никаким нормам. Программы
построены таким образом, что учащиеся занимаются только заучиванием
Корана и совсем не уделяют внимания светским предметам. Есть незаконно
действующие религиозные университеты и факультеты», - говорится в
документе. «Серьезными проблемами» авторы отчета считают «нелегальный
выезд граждан для обучения в зарубежных религиозных центрах» и
«деятельность некоторых иностранных фондов исламского и других
направлений». По их подсчетам, в Кыргызстане сейчас действует 362
христианских объекта (16,69 процента от общего количества). В том числе
45 храмов и приходов, а также женский монастырь Русской православной
церкви, 2 старообрядческие церкви и 4 общины католиков. Функционирует
также 311 протестантских объектов, среди них 49 баптистских, 21 –
лютеранский, 53 принадлежит пятидесятникам, 31 – адвентистам седьмого
дня, 43 – харизматическим направлениям, 41 – свидетелям Иеговы, 16
–неденоминированным религиозным организациям и 24 – зарубежным
христианским конфессиям. Существует также 12 общин «Бахаи», одна
иудейская и одна буддистская. При этом в основном христианские
религиозные организации расположены в экономически и социально развитых
регионах страны. На 1 июня 2008 года в Кыргызстане работали 78
миссионеров, а всего с 1996 года их зарегистрировано 1 тысяча 544.
Среди «вызывающих тревогу» вопросов
авторы документа отметили проблему прозелитизма (изменения
вероисповедования) и действие различных деструктивных тоталитарных
групп, зачастую работающих нелегально. Деятельность этих организаций -
учение «Фалунгунь», «Церковь Сен Мен Муна», «Школа менеджмента
Махариши» (трансцендентальная медицина), «Международное общество
сознания Кришны» (вайшнавы), «Церковь Иисуса Христа святых последних
дней» (мормоны), «Белое братство», последователи сатанизма и «Долнара
Ханон» - запрещена в других странах Шанхайской организации
сотрудничества.
|