Газета «Наш Мир»
Парвани Султани переключила автомобиль на третью скорость около печально известной тюрьмы Эвин и проехала вниз с пыльного угорья Альборз в задымленный Тегеран. Когда она увеличивает скорость, ветер играет ее хиджабом, но он всегда остается на месте. Девушка грациозно лавирует между людьми, автомобилями, мотоциклами и автобусами, заполненными пассажирами строго мужского либо женского пола, как будто она управляет ковром-самолетом. Парвани – водитель женского такси.
В этой столице с 12-миллионным населением водители женского пола – не редкость; «Это вам не Саудовская Аравия», - многие говорят. Но зато в Иране есть множество других ограничений, обусловленных шариатскими нормами.
Многие иранские женщины предпочитают ездить в женских такси, вследствие чего в Тегеране возник спрос на шоферов «слабого» пола. Это помогает многим женщинам быть финансово независимыми от мужчин.
Султани – одна из 700 работающих в "Женском такси", частной фирме, созданной в ноябре 2006 г. Ее диспетчерский центр ежедневно получает 2500 заказов на такси от клиенток.
Каждого водителя обучают около 6 недель, прежде чем она сможет включить свой счетчик и начать возить по городу женщин в хиджабах. Часть своих дневных доходов водители возвращают компании, но в целом они подстраивают свой рабочий график как им самим удобно.
35-летняя Султани работает часть дня в курьерской службе муниципалитета, и потом водит такси. Она возит 125 постоянных клиенток, которые звонят прямо ей на сотовый. Таким образом, она зарабатывает более 12 тысяч долларов в год – почти вдвое больше среднего дохода на одно домохозяйство в Иране.
Султани, разведенная мать двоих детей, вождением такси может позволить себе из того, что недоступно обычной иранке. Она даже может заниматься своим хобби – автогонками, которые стали благодаря активности Лали Седдиг первым видом спорта с 1979 г., в котором женщины могут непосредственно соперничать с мужчинами.
Султани говорит: «Моего дохода хватает, чтобы самой определять свою жизнь». Лишь немногие иранские женщины могут похвастаться тем же самым, однако их число растет.
Уровень безработицы в Иране среди женщин составляет 15,4%, и еще вдвое больше среди женщин младше 25 лет. Тем не менее, Роксана Бахрамиташ, автор книги «Завуалированная занятость», говорит, что предпринимательская деятельность среди в Иране женщин набирает обороты, в частности, из-за того, что они учатся извлекать выгоду из разделения по половому признаку.
«Женщинам удалось повернуть разделение полов в свою пользу, - говорит она. - Они вступают на рынок труда, они образованы и хотят вести независимый образ жизни».
Для 30-летней Зехры Фарджами вождение такси позволяет разнообразить ведение домашнего хозяйства. Она зарабатывает свыше 10 тысяч долларов, это значительно больше, чем приносит в дом ее муж.
«Не могу сказать, что я очень рада быть главным добытчиком в семье, - говорит она, но это приносит ей определенную долю удовлетворения. - Мужчины всегда думают, что женщины не могут быть лучше них, и даже я сама думала так. Но когда я получила работу, я поняла, что женщина может зарабатывать больше, чем мужчина».
Занятость женщин в Тегеране, по словам Бахрамиташ, растет, и многие женщины находят свою нишу даже в таких чисто мужских видах работы, как вождение такси. «Мы не собирались физически отделять женщин, но мы хотели дать им возможность ездить на такси с водителем-женщиной, - говорит Мохсен Оруджи, основатель фирмы "Женского такси". - Сначала женщины думали, что это мужская работа, а не женская. Господствовал стереотип, заложенный в обществе».
Сначала, как говорит Султани, большой проблемой были водители-мужчины. «Они обращались с нами не так, как с профессиональным водителем, - говорит она. - Вначале они насмехались над нами. Теперь же мужчины поддерживают нас, потому что мы много трудимся».
На самом деле, Ахмад Хасани, проработавший водителем такси в Тегеране 20 лет, говорит, что не чувствует конкуренции в женском лице. «Это хорошо для женщин, это более безопасно, - говорит он. - По сравнению с мужчинами, женщины водят такси медленнее. И они больше думают о правилах дорожного движения».
Затем Хасани срезает и устремляет автомобиль дальше с хитроватой ухмылкой. Смелый жест, бесспорно. Но Султани бы срезала с большей грацией, и глазом не моргнув.
|