Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Европейская цивилизация Между Верой и Неверием
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

    Когда мы говорим о диалоге цивилизаций, нам важно обратиться к вопросу, что именно мы понимаем под “цивилизацией” и как проводим цивилизационные границы?Известный историк Уильям Макнил определяет цивилизацию через ее авторитетные тексты: “термин “цивилизация” следует, как правило, относить к тем народам, которые воспринимают как авторитет некий корпус письменных текстов, предписывающих определенный образ жизни. Большинство таких почитаемых текстов являются религиозными, а некоторые, как, например, произведения греческих и римских философов и конфуцианские саги, не приписывают себе божественного авторитета. “Цивилизацию”, следовательно, нужно понимать как определенный способ социальной организации, которая появляется в тот момент, когда корпус авторитетных текстов становится нормативным среди образованных людей. Такая цивилизация может расширяться в пределах границ, определяемых признанием авторитетности этих текстов, и может существовать до тех пор, пока содержащиеся в них нравственные нормы будут твердо храниться теми, кто их изучает и распространяет.

    В самом деле, обратившись к другим человеческим цивилизациям, например Исламской или Иудаизму, мы обнаружим достаточно очевидные критерии принадлежности, критерии, связанные в первую очередь с религиозной идентичностью. Цивилизацию, прежде всего, характеризуют ее святыни. Но что мы называем “европейской цивилизацией”? Каковы критерии принадлежности к ней? Где пролегают ее границы? Кто может говорить от имени “Европы” с представителями других человеческих цивилизаций? Если мы примем определение Макнила - которое выглядит достаточно очевидным - то мы согласимся со словами немецкого поэта Новалиса “Христианский мир или Европа” - Европа есть мир, сформированный и живущий Христианством.

    Европа против Европы

    Невозможно игнорировать тот факт, что Европа, многие особенности ее языков, имена, которые носят ее жители, ее культура, ее архитектурный ландшафт, ее восприятие мира и человека, коренится, прежде всего, в Священном Писании - Библии.

    Не все согласятся с таким определением, в том числе многие представители европейской правящей элиты; даже из конституции Евросоюза были намеренно исключены слова о христианских корнях Европы. И это обращает наше внимание на глубокий конфликт, присущий европейской - и связанной с ней северо - и латиноамериканской культуре. Примерно с эпохи Просвещения и Великой Французской Революции европейская история развивается под знаком конфликта - иногда происходящего в форме полемики, иногда - в форме революций, войн и преследований - между секуляризмом и традицией. Под “секуляризмом” я здесь буду понимать не отделение Церкви от государства как таковое, а отрицание за религией права голоса в общественных делах и отказ признавать религиозную идентичность человека. В самом деле, вопрос о том, как государство выстраивает отношения с религиозными общинами, не является в этом конфликте главным; в его центре стоит, скорее, то, как мы воспринимаем человека. Это конфликт между двумя принципиально различными подходами к человеку. Согласно одному из них бытие человека, его свобода, достоинство и нравственная ответственность коренится в надчеловеческой реальности, и один из важнейших аспектов человеческой жизни - связь с этой реальностью, связь, на которую и указывает латинский корень “религаре”, “связывать, соединять”. Согласно другому - человек есть чисто природное существо, порожденное безличными эволюционными процессами, всякое обращение к надчеловеческой реальности есть нечто пустое и вредное, терпимое в частной жизни граждан как некая причуда, но не имеющее никаких прав в общественной жизни.

    Первый подход роднит европейскую цивилизацию с другими цивилизационными мирами - для христиан, мусульман, иудеев и большинства человеческого рода вообще, цель и смысл человеческого существования выходит за рамки земной жизни. Для всех этих цивилизаций человек есть существо, осознающее реальность зла и смерти и ищущее спасения. Величайшее сокровище европейской цивилизации есть Евангелие, Благая Весть о Боге, Иисус Христос, который “был распят и погребен за нас, неблагодарных и злонравных”, Благая Весть обращенная к духовному поиску и духовному ожиданию всего человечества.

    Второй подход отрицает природу человека как духовного существа и, таким образом, входит в резкое противоречие не только с христианским наследием, но и с общим опытом и общим исканием человечества. Он воспринимает устремленность к вечности, как препятствие на пути улучшения земной жизни, в чем он видит единственную цель человеческого общества. Уникальной особенностью европейской цивилизации - особенностью, отчасти воспринимаемой другими культурными мирами - является это восстание против собственных корней и оснований.

    Желание избавиться от своих культурных - и при этом неизбежно религиозных - корней, в европейской истории приводило к кровавым и опустошительным революциям, таким как французская и, особенно, русская, но могло проявляться и в тех более мягких формах, которые мы видим в современной Европе.

    Расширение конфликта

    Очень важно отметить, что нередко конфликт европейской цивилизации с неевропейскими есть ее внутренний конфликт, который проецируется вовне.

    Рассмотрим, например, случай с датскими карикатурами. Люди, которые настаивали, что действия датской газеты достойны всякого одобрения и защиты, исходили из того, что не существует, и не может существовать каких-либо почитаемых святынь, чего-либо, закрытого для насмешки и глумления. Это не было актом христианского мира, направленного против мусульман; это было демонстрацией воинственного неприятия какого бы то ни было богопочитания. В России мы видели - получившие меньшую известность - “выставки художников” вся деятельность которых сводилась к кощунственному осмеянию христианских святынь. Поскольку в любой цивилизации существуют святыни, европейская тенденция к отрицанию каких бы то ни было святынь неизбежно будет порождать острые конфликты, жертвами которых - из-за того, что Европа в целом ассоциируется с Христианством - становятся христиане в мусульманских странах, например в Нигерии, где “карикатурный скандал” привел к нападению на христианские церкви.

    Парадоксально, но представители этого же самого, воинственно-секуляристского течения европейской культуры склонны обвинять религию в провоцировании конфликтов, поскольку представители разных религиозных традиций почитают разные святыни. Какой принцип отстаивают те, кто полагают возможность публичного оскорбления чужих святынь? Почему для них это так важно? Речь не идет о принципе “свободы слова”. Те же люди готовы ограничивать свободу слова, когда речь идет, скажем, об оскорблениях по национальному или расовому признаку; между тем оскорбления религии - для многих людей значительно более тяжкие - объявляются чем-то, не подлежащим ограничению. За этим стоит определенный идеологический выбор, и это выбор идеологии, отрицающей за человеком его вечное измерение. По их мнению, у человека может быть признаваемая обществом национальная, расовая, гендерная - но никоим образом не религиозная идентичность.

    Категорический отказ признавать, что человек есть существо религиозное, что религиозная идентичность есть нечто более важное, чем идентичность национальная или расовая, характерный для значительной части нынешней европейской элиты неизбежно будет порождать как внутриевропейские, так и межцивилизационные конфликты.

    Секуляризм и традиция: некоторые аспекты спора

    Спор между секуляризмом и традицией развивается по нескольким направлениям, которые имеют значение, как для европейской, так и для других цивилизаций. Кратко охарактеризуем некоторые их них. Секуляризм видит себя как идеологию прогресса в противоположность стагнации; как помнят те из нас, кто застал СССР, история в коммунистической идеологии воспринималась как борьба между силами “прогресса и реакции”, причем любые проявления религии безусловно относились ко вторым. Некоммунистическим вариантам секуляризма пафос прогресса присущ не в меньшей степени. В чем катастрофическая ошибка секуляризма в отношении прогресса? Отнюдь не в том, что прогресс возможен - он возможен, и не в том, что он желателен - улучшение жизни людей можно только приветствовать - а в том, что необходимым условием прогресса ставится разрыв со своими корнями и принятие чисто безрелигиозного подхода к жизни.

    На практике желание порвать с “проклятым прошлым” оборачивается опустошительными революциями и массовым кровопролитием, которое мы видели еще во времена Французской Революции и, в особенно ужасающих масштабах - во время коммунистической революции, и последующей диктатуры пролетариата.

    Почему прекрасные мечты о свободе, равенстве и братстве раз за разом оборачиваются ужасами террора? Почему-то, что кажется прямой дорогой если не к раю, то к свободной и достойной жизни, раз за разом оказывается дорогой в ад?

    Дело в том, что, провозглашая свободу и достоинство человека высшей ценностью, секуляризм в то же время подрывает самые основания свободы и достоинства. Если человек никак не укоренен в вечности, а все моральные ценности есть не более чем плод человеческого соглашения, для веры в человеческую ценность и достоинство нет никаких оснований. Отрицая Бога, который наделяет жизнь Своих творений смыслом и ценностью, Бога, который творит каждую человеческую личность и устанавливает моральный закон, секуляризм подрубает корни тех самых ценностей, которые провозглашает.

    Недавно СМИ сообщили о показательном примере: баронесса Мери Уорнок, ведущий философ морали в Британии, заявила, что пожилым людям, страдающим слабоумием лучше умереть, чтобы не возлагать бремя на свои семьи и на государственную систему здравоохранения. Пару лет назад британский Королевский Колледж акушерства и гинекологии предложил умерщвлять младенцев, родившихся больными. Член комиссии по генетике человека, профессор биоэтики Манчестерского университета Джон Харрис приветствовал заявление колледжа. “Мы можем прервать беременность в силу серьезных аномалий плода вплоть до последних сроков, но не можем убить новорожденного, - сказал Харрис. - Что же такого, по мнению людей, должно происходить в родовых путях, что убивать плод на входе в них нормально, а на выходе - нет?”

    Возведение земного благоустроения и комфорта в ранг высшей цели неизбежно будет побуждать избавляться от тех, кто этому комфорту мешает - прежде всего, людей наиболее беззащитных, стариков и младенцев, однако вряд ли можно надеяться, что процесс на них остановится.

    Некоторые выводы

    Как европейские христиане, так и мусульмане с некоторым основанием видят в секуляризме угрозу своим традициям и своим ценностям. Давление со стороны секуляризма нередко порождает ответную реакцию - желание притормозить вообще любое развитие или даже вернуться в некое идеализированное прошлое, когда, как предполагается, ценности, о которых свидетельствует традиция, были воплощены наилучшим образом. Однако такой подход оказывается не менее утопичен, и порождает только чувство бессилия и озлобленности. Подлинный прогресс представляет собой не отвержение, но развитие традиции, осмысление меняющейся жизни с точки зрения вечных истин, лежащих в основе цивилизации. Все те ценности, которые европейская цивилизация полагает принципиальными, такие как ценность и достоинство человеческой личности, растут из ее христианских корней. Попытки построения нового мира, где имя Божие будет изгнано из общественной жизни, могут привести только к тому, к чему они приводили до этого - к опустошительным смутам и конфликтам, как внутри самой европейской цивилизации, так между ней и другими культурными мирами.

Евгений НИКИФОРОВ

Источник:Наш Мир

Категория: Общерелигиозные | Просмотров: 807 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана