Газета «Наш
Мир» Чуть больше месяца прошло с тех праздничных мероприятий, проводимых в Дагестане по случаю празднования круглой даты со дня рождения великого поэта, который известен во всем мире – Расула Гамзатова. Он не дожил до своего 85-летнего юбилея, но, думается, если бы он был сегодня с нами, радовался бы тому, как его помнят, как мальчишки и девчонки читают его стихи, исполняются песни, автором слов к которым также был Расул. Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 г. в высокогорном ауле Цада Хунзахского района Дагестана в семье народного дагестанского поэта Гамзата Цадаса, который, кстати говоря, был непревзойденным арабистом, в свое время служивший кадием, имамом в родном селении. Расул рос так же как и все сельские мальчишки, но он отличался от них целеустремленностью, смышленостью. Уже в 11 лет он написал свое первое стихотворение, а через четыре года стихи семиклассника были опубликованы в местной газете. С этого времени его имя стало появляться в районной, городской и республиканской печати. О Расуле заговорили… В 1942 г. выходит сборник его стихов. «Мой Дагестан» - первая книга, написанная Гамзатовым в прозе. Как же можно не упомянуть его «Журавлей», которые облетели весь мир и стали символом скорби, печали поэта по погибшим в Великой Отечественной войне. Грань его духовного таланта малоизучена, потому предстоит еще большая работа, которая, наверняка, преподнесет еще немало приятных сюрпризов. Расул не только поэт, прозаик и замечательный человек с открытой душой, он мусульманин в самом широком понимании этого слова. Если в его жизни и не так ярко было выражено соблюдение всех законов Творца, в глубине души он оставался истинно верующим, который искренне сожалел о том, что многое упустил в своей жизни, не надеясь ни на что, он уповал только на милость и волю Бога. Перед вами выдержки из некоторых интервью поэта: - Что Вы проповедовали в своих стихотворениях и поэмах? Ведь если поэзия настоящая – можно считать, что она молитва? - Стихи – не молитва. Молитва от повторения становится лучше, а стихи от повторения портятся. Нет, поэзия не молитва, но… молитвенность в ней должна быть, ибо поэт пишет, словно в последний раз и влюбляется словно в первый раз. - Десять лет назад мы имели идеологию, и вся страна, и жизнь наша были идеологизированы. Сегодня ее нет. Сейчас ломают головы и копья – нужна ли нам идеология. Вот у Вас какая идеология?- Идеология всегда была, и она всегда есть. А вот свободы никогда не было и сейчас ее нет. Голодной свободы и нищей независимости не бывает. Идеология, возвышающая один класс, позволяющая одной партии править всеми, одному аппарату руководить всеми, – такая идеология ущемляет человека. Каждая эпоха имеет хорошую и плохую стороны. Вот стали винить во всех грехах коммунистов. А ведь коммунистами были и Пикассо, и Неруда, и Арагон, и Хикмет, и Шолохов. А какие они великие и талантливые люди - весь мир знает. Не перестают твердить, что сегодня всем дарована свобода. Ложь. Что всем дарована независимость. Она пагубна. Надо наконец понять: всем места хватит на земле, как звездам в небе и волнам в море.Моя идеология – это чувство единой семьи, братства. Я часто рассуждаю сам с собой: мы клянемся, кладя руку на Конституцию, а не на Коран или Библию. Между тем Конституция постоянно меняется, а Коран и Библия живут века и тысячелетия. Коран – природа, а Конституция – погода. - Вы хотите жить до ста лет? Ну, как королева-мать Великобритании Елизавета I? - У меня разногласия между головой и сердцем. Голова-король дает умные советы, сердце-принц не слушается их. Идет спор, постоянный, упорный и настойчивый. Конечно, хочется жить, потому что на земле еще осталось много дел, которые надо исправлять, много еще несовершенных молитв. И в то же время сто лет – это архитектурное излишество. Не хочу быть обузой. Да к тому же столетнего человека потерять не так жалко. - Как Вы восприняли возвращение религии в общество? В Дагестане это особенно видно…- Я всегда чтил религию. Я в религиозной семье вырос. Мой отец был арабистом, председателем шариатского суда, народным поэтом. Он молился всю жизнь – за закрытыми дверями. Религия у нас в большом почете, и есть за что уважать. - Но некоторые религиозные деятели сейчас молятся деньгам, вместо Бога. Таких всегда высмеивала литература. - Не так давно я встречался с Путиным, разговаривал. Я сказал ему, что у меня складывается такое впечатление, что церковь сейчас присоединилась к государству, а литература и культура от государства отделены. Конечно, когда культура была присоединена к государству, для нее это тоже было не всегда хорошо. Но сейчас культурные и духовные ценности подменяют деньги и власть. Все борются за власть. Власть тяжело взять, но можно. Она подчиняет себе все, но контролировать власть не может никто. - Вы были в Мекке? - Три раза. Я был в Саудовской Аравии по приглашению короля еще тогда, когда у СССР не было дипломатических отношений с этой страной. Я был в Эмиратах, сестра эмира оказалась моей поклонницей и сделала мне приглашение в Саудовскую Аравию. Тогда они были удивлены, что я купил Кораны для дагестанцев. Я принимал участие в первом заседании по установлению дипломатических отношений. - А что из требований Ислама Вам кажется самым важным: вера, хадж, милостыня, молитва? - Я думаю, что вера в Единого Бога и Коран – это главное. - Вы когда-нибудь думали, чем человеку, пережившему советское время оправдаться на Страшном суде? - Человек может совершать хорошие или плохие поступки в любое время и при любом строе. Даже в самой благоприятной обстановке подлец совершает подлость. Честный же человек остается таковым, не взирая на обстоятельства. Что касается меня, то в Рай мне попасть, наверное, нельзя. В Ад – тоже не хочется. Может быть, мне найдут какой-нибудь промежуток между ними? Хотя середины там и нет. А в жизни можно искать золотую середину, признавать человека со всеми его недостатками. Человеку свойственно ошибаться. Но недостатки нельзя путать с подлостью. Из советского времени не нужно делать пугало, оно ушло вместе со всем плохим и хорошим, что в нем было. А подлость не исчезла, как и не исчезла честь. Мы все спутали. Надо помнить, что страна – это не то же самое, что государство, а Родина – не то же, что страна. Увы, за плохим в нашей жизни в последнее время чаще всего не наступает ничего хорошего. Мечеть Шаха Аббаса в Исфагане К себе приковывая взор, Земли и неба сблизив грани, Стоит, векам наперекор, Мечеть, красуясь, в Исфагане.
Мечети было суждено, Чтоб сумрак тайн ее окутал. Шепнешь в ней слово, и оно Плывет, озвученно, под купол.
И повествует мне рассказ, Не сгинув в древностном тумане: «Решил однажды шах-Абас Мечеть построить в Исфагане.
И разослал глашатых он В пределы дальних мест и отчих. И во дворец со всех сторон Сошлися лучшие из зодчих.
И со ступени голубой, Вблизи журчащего арыка, Сложив ладони пред собой, К ним слово обратил владыка:
– Должны построить вы мечеть, Покуда царствовать я буду, Но чтоб она могла и впредь Стоять в веках, подобно чуду.
Они ответили ему: – Не торопись на нас гневиться, Ты стар уже, и потому Не сможем в срок мы уложиться.
И лишь один сказал: – Мой шах, Клянусь: по собственной охоте, Обдумав трезво этот шаг, Готов я приступить к работе...
Отменно двинулись дела, Сам шах держал все на примете. И в срок заложена была Основа будущей мечети.
И вдруг над шахом, словно плеть, Взметнулась весть, грозой чревата: Мол, зодчий, строивший мечеть, Бежал из города куда-то.
– Догнать! – взъярился шах-Абас, – Живым иль мертвым, но доставить, А не исполните приказ, Всех вас велю я обезглавить…
Исчез беглец. Лет пять с тех пор Прошло. Но вот доносят шаху, Что из бегов к нему во двор Явился зодчий, как на плаху.
И прежде чем его казнить, Спросил у зодчего владыка: – Сумев основье заложить, Почто бежал от нас, скажи-ка?
– Ты был похож на седока, Что шпорит скакуна до крови, А чтобы строить на века, Окрепнуть следует основе.
Случалось, рушились во прах Столпы держав. Что хмуришь брови? И вера может рухнуть, шах, Когда нет твердости в основе. Не испугавшись топора, Я потому явился снова, Что стены класть пришла пора, Достигла крепости основа.
Взглянув на звездный календарь, Сумей себя переупрямить. Приступим к делу, государь, Чтоб о тебе осталась память.
И зодчий шахом был прощен, Но стал печальней шах, чем ране... Стоит над бурями времен Мечеть, красуясь, в Исфагане.
Муслимат БАКАНОВА |