Газета «Наш
Мир» После войны на Южном Кавказе начались процессы с участием Армении и Турции, говорящие о возможности нового геополитического передела региона. Вероятно, Ереван переориентируется на Запад, а Анкара — станет уделять больше внимания вопросам безопасности. Как поведет себя Россия, пока неясно, но Грузии в любом случае придется быть начеку. За последние два месяца на Южном Кавказе произошли два крайне значимых политических события — грузино-российская война и армяно-турецкое потепление. С большой долей вероятности можно предполагать, что они изменят имеющиеся кавказские реалии, о чем свидетельствует и активный обмен визитами на высшем уровне.Премьер-министр Турции в середине августа посетил Тбилиси, а затем — Москву. Месяц спустя Президент России встретился с президентом Армении, а на следующий день — с Президентом Азербайджана. В конце сентября армянский Президент провел переговоры с грузинским коллегой, и сразу после этого в Ереван вылетел глава МИД России Сергей Лавров. Но самое интересное, что руководство Армении и Турции за это время неоднократно встречалось во вполне дружеской обстановке. Армения, не имеющая дипотношений с Турцией, обиженная на нее за поддержку Азербайджана в карабахском конфликте и в течение века добивающаяся признания турецкого геноцида армян, подписала с Анкарой документ об экспорте электроэнергии в приграничные турецкие провинции. Более того, Армения поговаривает о намерении открыть границу с Турцией и готова поддержать турецкую инициативу по созданию «Платформы безопасности и стабильности на Кавказе», которая подразумевает мирное урегулирование конфликтов в регионе, включая нагорно-карабахский. С одной стороны, налаживание армяно-турецких отношений вряд ли должно радовать Москву, особенно с учетом активной роли Турции в НАТО. Но с другой, России вряд ли удастся единолично доминировать на Южном Кавказе — как политически, так и экономически. Возможно, она договаривается о разделе региона с Турцией — по принципу «лучше делиться с Анкарой, чем с Вашингтоном». Альянс с Турцией интересен России и с точки зрения сохранения энергетического влияния на Европу: южные нефте- и газопровод, проходящие по территории Грузии, Москве контролировать крайне сложно, а ключевым игроком в экспорте азербайджанских энергоносителей в европейские страны является та же Турция.На этом фоне президент Армении Серж Саргсян после визита в Москву отправился в Тбилиси на переговоры с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, в ходе которых была достигнута договоренность об упрощенном переходе грузино-армянской границы и создании консорциума для строительства новой автомобильной дороги, соединяющей Грузию и Армению. Некоторые эксперты, учитывая стратегическое партнерство Армении с Россией, прогнозировали, что Ереван признает независимость Абхазии и Южной Осетии, но этого не произошло. Однако очевидно, что визит Саргсяна в Тбилиси в поствоенный период имел и некоторые скрытые цели. В частности, некоторые эксперты считают, что армянский президент выполнил роль «гонца» Москвы и довел до сведения Саакашвили информацию, не предназначенную для посторонних ушей. При этом, по мнению наблюдателей, армянский президент обсудил с грузинским коллегой возможность крена Армении в сторону Запада, и на это его не в последнюю очередь сподвиг грузино-российский вооруженный конфликт.О наметившемся изменении внешнеполитических ориентиров Армении поговаривают уже давно. Понятно, что резких движений Ереван делать не будет, но и «железная рука» Москвы в меняющихся геополитических реалиях его тоже вряд ли устроит. В некотором роде союзником Армении может стать Грузия, которая, что крайне важно, обеспечивает транзит более 70% армянских грузов. А открытие границы с Турцией, которая дружит с Грузией, еще больше расширит торгово-экономические и политические горизонты Армении. Что же касается перераспределения южнокавказского региона в целом, Грузии надо не зевать, поскольку пока непонятно, какие именно альянсы и в чью пользу могут обозначиться в обозримом будущем. Судя по всему, интерес к региону уже не ограничивается притязаниями России и США: помимо Турции, свои (пока дипломатические) права на него может заявить Европа, которая активно участвует в выводе российских военных с территории Грузии. Очевидно, что этот процесс затянется — признаков ухода военных из Ахалгорского и Сачхерского районов Грузии, а также из верхней части Кодорского ущелья пока не видно. Значит, посредническая деятельность Европы продлится на неопределенное время. Напомним также, что мандат наблюдателей Евросоюза в Грузии действителен до 20 сентября 2009 года, и Тбилиси настаивает на том, чтобы он распространился на Абхазию и Южную Осетию. Таким образом, видимая роль США в регионе значительно ослабляется. Скорее всего, открытое дипломатическое противостояние Вашингтона и Москвы на Южном Кавказе примет кулуарный характер, а его острота будет зависеть уже от следующего руководства США. Ирина Джорбенадзе |