Газета «Наш
Мир» Немцы
считаются одними из самых дисциплинированных водителей Европы. И чтобы
ни говорили российские или казахстанские лихачи об их чопорности и
излишней аккуратности за рулем, ездить по автобанам и улицам германских
городов действительно приятно. Прежде всего, потому что чувствуешь себя
комфортно и спокойно. Знаешь: никто не станет тебя подрезать, резко
перестраиваясь из левого ряда в правый, а спешащий пешеход не бросится
под твои колеса. Конечно, ДТП и экстремальных ситуаций здесь тоже
хватает, но в сравнении с нашими странами они довольно редки. В чем же
секрет подобного автоблагополучия? Прежде
всего, в воспитании водителей. Нет, речь идет не об обучении школьников
в учебных заведениях и водителей на курсах получения прав, хотя этот
этап подготовки будущих участников дорожного движения гораздо более
качественный, чем у нас. Система воспитания строится, прежде всего, на
осознании автовладельцем неотвратимости наказания, которое может не
только больно ударить по его кошельку, но и вообще разлучить его со
стальным конем на неопределенное время. В этом
смысле буквально магическое значение для немцев имеет слово “контроль”.
Именно страх быть уличенным полицией и заставляет германских водителей
четко выполнять ПДД и не поддаваться рвению сердца и табуна лошадей под
капотом. Однако самих полицейских на улицах и магистралях практически
не видно. Секрет прост: во всем помогает техника. Видеокамеры и
фотоаппараты висят здесь практически на каждом перекрестке. При этом их
разрешающая способность позволяет не только увидеть номер машины и
опознать сидящего за рулем, но и рассмотреть, что ест водитель, если он
решил перекусить во время езды. Контролируется
в Германии буквально все: скоростной режим, правильность парковки,
разговоры по мобильнику во время движения, пристегнутость ремнем
безопасности и даже соблюдение дорожной разметки, в том числе во время
движения. Штрафы за все эти нарушения разнятся. От 5 евро за
просроченную оплату парковки до нескольких сотен евро и лишения прав за
грубые нарушения, как-то превышение скорости на 50 км в час или проезд
на красный свет. Причем чем больше штраф, тем больше вероятность
неукоснительного соблюдения правил, считают немецкие
власти. Избежать
наказания довольно трудно - особенно за парковку. Однако каждый
гражданин сам решает, бросить ли машину в неположенном месте с риском,
и найти ее потом на шрафстоянке или потратить чуть больше времени на
поиск свободного парковочного места; ехать ли в допустимом скоростном
режиме или прибавить газу и получить штраф на 40-50 евро. За наиболее
тяжкие нарушения начисляются штрафные баллы, после превышения их лимита
горе-водителю предстоит пересдача экзамена на права. Можно позаботиться
о баллах заранее и, посетив курс по правилам ПДД, снять их некоторое
количество. В результате
инстинкт самосохранения германского автовладельца срабатывает даже
тогда, когда на опасном участке дороги он видит табличку с надписью
“радар”. Настоящего радара за ней, как правило, не бывает, но все
водители послушно сбрасывают скорость до разрешенного лимита. Знают:
“договориться” или “решить вопрос на месте” с полицейским не удастся.
Электронные системы сбора штрафов действуют без участия человека.
Квитанции на оплату нарушений приходят по почте. Если же нарушителю все
же “посчастливилось” быть зафиксированным дорожным патрулем и
пообщаться вживую, то предлагать полицейским взятку просто опасно.
Стражи порядка боятся проверок своего начальства, поэтому есть риск,
что дающего взятку арестуют прямо на месте как провокатора. Кстати,
штраф можно и не оплатить. Но тогда не удастся пройти ежегодный
техосмотр. Помимо электронных систем наблюдения полиция широко
использует помощь “бдительных” граждан. Если вы кого-то подрезали или
создали аварийную ситуацию, будьте уверены, что обиженный водитель тут
же позвонит в полицию, сообщит ваш регистрационный номер, характер и
место нарушения и предложит свои услуги в качестве свидетеля в суде.
Особенно характерно такое поведение для пожилых автомобилистов. Еще
хуже попасться на удочку подвижного полицейского патруля, разъезжающего
на обычных машинах, которые никак не выделишь из общего потока. Встанет
такой в левый ряд и едет строго в соответствии со скоростным режимом -
терпеливо ждет. Первый же разнервничавшийся водитель, решивший
выполнить запрещенный правилами обгон справа, будет остановлен и
оштрафован. При этом
закон не делает исключения ни для кого, какая бы важная персона ни
находилась за рулем. Знаменитый польский футболист Лукас Подольски,
играющий в ФК “Бавария” и за сборную ФРГ, любил “поджимать” водителей
на своем внедорожнике, мигая им и требуя уступить левый ряд. В итоге
лихач был оштрафован на 300 евро и на три месяца лишен водительских
прав. Наверное, после такого нарушать ПДД ему больше не
захочется. Александр
Собина |