Газета «Наш Мир»
Обшивку корпуса сделали на четверть дюйма тоньше, а заклепки – на одну восьмую дюйма тоньше, чем предусматривалось в первоначальном проекте. Благодаря этому судно стало легче на 2500 тонн и смогло пересечь Ла-Манш быстрее конкурентов.
Кораблестроители с самого начала знали о непрочности корпуса.
„Титаник“ затонул в северной части Атлантики 97 лет назад. С тех пор, как сострил гарвардский историк Стивен Байэл, „о нем написано не намного меньше, чем об Иисусе или о Гражданской войне Севера и Юга“. Существует без малого 200 книг, документальных и игровых фильмов – в том числе самая кассовая кинокартина всех времен. Историки, ученые и просто фанаты „Титаника“ бурно спорят, в чем истинная причина гибели самого большого пассажирского лайнера своего времени: а именно, почему он затонул спустя каких-то два часа 40 минут после столкновения с айсбергом и унес с собой на дно 1522 жизни.
И вот оказывается, что спорили они зря. Как разъясняет в своей новой книге „Последние тайны „Титаника“ Брэд Метсен, ответ на эти вопросы был дан давным-давно, по итогам конфиденциального расследования, которое провели кораблестроители, создавшие „Титаник“. За истекший период специалисты накопили достаточно доказательств того, что корабль разломился не на две, а на три части и ушел под воду быстрее и накренившись под менее острым углом, чем снилось Джеймсу Камерону, а виной всему были слишком тонкие заклепки и непрочный корпус. Но целый свод документов с верфи Harland and Wolff (Белфаст, Северная Ирландия), где появились на свет „Титаник“ и другие суда его типа, свидетельствует: проблема заключалась не только в некомпетентности и некачественной работе. То была преступная халатность: кораблестроители подозревали, что корпус слишком хрупок, но проигнорировали предупреждения своего инженера, стремясь вовремя спустить „Титаник“ на воду. Результаты расследования, проведенного после гибели корабля, не были преданы огласке; руководство Harland and Wolff допустило, чтобы после двух официальных правительственных расследований вина за кораблекрушение была возложена на капитана „Титаника“. Иначе судебные иски многочисленных жертв повлекли бы за собой банкротство владельцев „Титаника“ – в том числе Дж. П.Моргана.
В период, когда сотни лайнеров ежегодно перевозили через Атлантику миллионы людей, кораблекрушения не были чем-то из ряда вон выходящим. Пока строился „Титаник“, известие о столкновении двух роскошных лайнеров „Репаблик“ и „Флорида“ в водах близ Нэнтакета, штат Массачусетс, попало на первые полосы газет по всему миру. Оба судна получили намного более серьезные повреждения, чем те, что погубили „непотопляемый“ „Титаник“. Но „Флорида“ своим ходом добралась до Нью-Йорка, а „Репаблик“ оставался на плаву 38 часов, и все 750 пассажиров были спасены. Почему судьба „Титаника“ сложилась намного хуже, доселе оставалось загадкой. И лишь в 2005 году водолазы, работавшие с Метсеном, обнаружили два крупных куска килевой части корабля. На основе этих материалов ученые смогли установить, что лайнер действительно погубили его непрочный корпус и слабые заклепки.
Но только нам стало известно, что кораблестроители знали об этих изъянах заранее. Узнав о находках Метсена, бывший архивариус Harland and Wolf, а ныне пенсионер Том Маккласки отыскал подробности расследования, которое компания провела в 1912 году. Все это время его результаты утаивались. „Наши выводы, сделанные в результате анализа новонайденных фрагментов корпуса, полностью совпали с теоретическими предположениями специалистов с Harland and Wolff, основанными на их доскональных познаниях о конструкции корабля, – говорит Метсен. – Маккласки сказал, что ждал, пока кто-нибудь догадается, дабы передать документы этому человеку“. И команда водолазов и ученых под руководством Метсена, и инженеры с Harland and Wolff заключили: будь корпус и заклепки прочнее, „Титаник“ продержался бы на плаву намного дольше, а значит, жертв было бы намного меньше. (После этого Harland and Wolff модернизировали корпус однотипного корабля, построенного раньше „Титаника“, снабдив его дополнительной стальной обшивкой. Лайнер „Британик“ – корабль того же типа, который на момент гибели „Титаника“ еще не сошел со стапелей, – инженеры построили, исходя из первоначального проекта.)
„Титаник“ был детищем лютой конкуренции, толчком к которой стал рост прибыльности морских перевозок после Испано-американской войны. Надеясь сделаться хозяином Северной Атлантики, Дж. П.Морган приобрел контрольные пакеты ряда британских и американских пароходств. Федеральное правительство США помогало ему, предоставляя субсидии и налоговые льготы. Британское правительство в ответ выдало субсидию Cunard Shipping – одной из немногих компаний, которые воспротивились поглощению со стороны Моргана. „Огромные деньги закачивались в отрасль, деятельность которой практически не регулировалась“, – отмечает Метсен.
Обшивку корпуса сделали на четверть дюйма тоньше, а заклепки – на одну восьмую дюйма тоньше, чем предусматривалось в первоначальном проекте. Благодаря этому судно стало легче на 2500 тонн и смогло пересечь Ла-Манш быстрее конкурентов. Поскольку стандарты кораблестроения отстали от жизни – особенности крупногабаритных кораблей в них не учитывались – изменения не выходили за рамки тогдашних стандартов. „Они просто старались угодить заказчику, – поясняет Метсен. – Если бы Дж. П.Морган захотел корабль из папье-маше, они бы сделали из папье-маше“. К счастью, такого корабля он все-таки не заказал.
|