Газета «Наш
Мир»
В 1918 году Владимир Ленин заявил Петроградскому совету, что «пойманных и полностью изобличенных спекулянтов надо... расстреливать на месте». На Уолл-стрит или в лондонском Сити пока расстрельных команд не видно. Но недовольство финансистами нарастает. Отчасти это политика: лидеры всех мастей требуют крови. Отражая эти настроения, ФБР начало расследование в отношении 26 компаний, которые подозреваются в мошенничестве при ведении бухгалтерской отчетности. По имеющимся сведениям, в их число входят Fannie Mae, Lehman Brothers и American International Group (AIG).
Регуляторы тем временем готовятся задействовать почти все имеющиеся в их распоряжении инструменты, чтобы попытаться стабилизировать финансовые учреждения и не допустить раскручивания той гибельной спирали, которая привела к краху Lehman и AIG. С этой целью власти во всех развитых странах ввели такую меру, как временный запрет коротких сделок с акциями финансовых компаний, и подумывают о возможности сокращения сделок с кредитными деривативами.
Справедливости ради следует сказать, что ограничения в отношении игроков с короткими позициями, делающих ставку на понижение акций, довольно жесткие. В разоблачении того безрассудства, которым оказались охвачены банки, большую роль сыграли именно некоторые «медведи». Не кажется верным и утверждение, что именно их операции привели к искажению цен. По данным исследовательской фирмы Data Explorers, за неделю перед тем, как пришлось спасать AIG, чистый прирост объема акций, взятых группой в обеспечение кредитов (то есть активов, которые могут быть объектом коротких продаж), составлял всего 5% ее суммарного торгового оборота. Даже из соображений простой целесообразности вероятность реального совершения таких операций сомнительна. С тех пор акции некоторых финансовых институтов, попавшие под вышеуказанный запрет, сильно упали.
В дополнение к своему неубедительному эксперименту с короткими продажами регуляторы занялись также кредитными дефолтными свопами (CDS) - контрактами, которые служат для страховки от неплатежей. Для ограничения системных рисков, которые сопряжены с этим практически нерегулируемым внебиржевым рынком, определенное вмешательство регулирующих органов действительно необходимо. Федеральный резервный банк Нью-Йорка, действуя в этом направлении, помогает создавать структуру, призванную быть централизованным контрагентом для торговли CDS. Этот контрагент должен предотвращать проблемы, подобные тем, что возникли в результате краха такого крупного торговца кредитными дефолтными свопами на рынке, каким был Lehman. А губернатор штата Нью-Йорк хочет, чтобы компании, занимающиеся продажей CDS с целью страховки портфелей облигаций клиентов от дефолта, соблюдали жесткие правила. Это должно помочь предотвратить повторение таких катастроф, как падение AIG. Обладающий невысокой капитализацией филиал этой страховой компании находился с точки зрения защиты кредитов в сильной зависимости от многих банков.
Хотя рынок CDS сейчас лежит в руинах, его обвиняют еще и в том, что он представляет собой игровое поле для спекулянтов. Согласно одной из теорий заговора, цены на рынке CDS были искажены из-за деятельности хедж-фондов, а затем они (цены), в свою очередь, повлияли на фондовый рынок и вызвали всеобщий кризис доверия. Даже председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам, являющейся одним из главных регулирующих органов США, утверждает, что «существуют значительные возможности для... манипуляций».
Специалисты по сделкам с CDS настаивают на том, что все эти обвинения несправедливы. Один из них приводит оценку, согласно которой к спекулятивным можно отнести не более четверти объема последних торговых сделок таких попавших в беду финансовых компаний, как Lehman, причем подавляющая масса этих сделок была вызвана отчаянным стремлением фирм-конкурентов защитить себя от риска банкротства контрагента. Одновременно произошел и сравнимый по глубине обвал на рынке денежных облигаций, где по техническим причинам спекулянтам играть очень трудно.
И все же, принимая во внимание оценки объемов торговли и выплаты маржи, вполне можно предположить, что отдельно взятый хедж-фонд, если он не учел контрагентский риск, мог бы в отдельно взятый торговый день занять доминирующее место в торговом CDS-обороте одного отдельно взятого банка. Так что до тех пор, пока данный рынок не станет более прозрачным, его сторонникам будет нелегко опровергать подобные обвинения.
Один из способов подавления спекуляций напоминает собой слабительное, которое может заставить запятнанные рынки очиститься. Но надо понимать, что обойдется это недешево. Уже возникают абсурдные ситуации: каким-то непонятным образом акции известной технологической компании IBM умудрились попасть в перечень защищенных от коротких операций. В долгосрочном плане игроки на понижение, которые способствуют увеличению ликвидности и выявлению реальных рыночных цен, будут остерегаться иметь дело с акциями предприятий политически важных отраслей. В Америке, как жалуется один из «медведей», «при подъеме - капитализм, а при спаде - социализм».
|