Газета «Наш Мир»
Отмеченное в октябре вторжение небольшого астероида в атмосферу Земли, закончившееся красочным фейерверком в небе над Суданом, возродило активную дискуссию об угрозе столкновения крупного небесного гостя с нашей планетой.
После того как Большой адронный коллайдер выбыл из игры, по крайней мере, до весны следующего года, просвещенная общественность решила срочно найти новую тему для апокалипсических ожиданий. Хорошим подспорьем в этом начинании стал глобальный экономический кризис, однако и классические темы для беседы о конце света остаются весьма популярными. В частности, отмеченное в октябре вторжение небольшого астероида в атмосферу Земли, закончившееся красочным фейерверком в небе над Суданом, возродило активную дискуссию об угрозе столкновения крупного небесного гостя с нашей планетой. Только за последнюю неделю в мире появилось более 20 000 публикаций на этот счет.
Едва ли эти события были как-то взаимосвязаны, но даже Роскосмос на прошлой неделе объявил, что планирует начать переговоры о создании международного Агентства планетарной безопасности.
Астрофизики утверждают, что на сегодняшний день известно более пятисот небесных тел, которые могут представлять угрозу для нашей планеты. Наиболее известный из них — астероид Апофис, который, по прогнозам, может в 2036 году столкнуться с Землей. Впрочем, оценить вероятность такой катастрофы мы будем в состоянии не ранее 2029 года. В это время данный объект может попасть в зону резонансного возврата. Большую часть поверхности Земли составляет вода, и вероятность падения астероида в мировой океан гораздо выше, чем его шансы врезаться в сушу. А это значит, что 2036 год может ознаменоваться цунами таких масштабов, какие раньше представить себе было сложно. В диаметре Апофис составляет от 350 до 415 метров, и, если он столкнется с Землей, выделится энергия, эквивалентная детонации нескольких десятков тысяч ядерных боеголовок.
Астероиды, сближающиеся с Землей (АСЗ), делятся на три группы — Амура (перигелий орбиты этих астероидов находится от Солнца на расстоянии более 1 астрономической единицы), Аполлона (астероиды с перигелием менее 1 а.е. и афелием более 1 а.е. ) и Атона (астероиды этой группы не выходят за орбиту Земли).
Афелий — точка орбиты планеты, кометы или какого-либо другого тела, обращающегося вокруг Солнца, наиболее удаленная от Солнца. Земля в своем годичном движении вокруг Солнца проходит афелий в начале июля. Перигелий — cамая близкая к Солнцу точка орбиты тела, вращающегося вокруг него.
Около двух третей АСЗ относятся к группе Аполлона. Эти астероиды являются наиболее опасными для Земли. Самыми крупными астероидами в этой группе являются Ганимед — 41км, Эрос — 20 км, Бетулия, Ивар и Сизиф — 8 км.
Однако столкновение Земли с астероидом — очень редкое явление. Согласно некоторым оценкам, столкновения Земли с астероидами размером порядка 1 метра происходят ежегодно (и, как правило, остаются незамеченными, так как подобные объекты полностью сгорают в атмосфере). Падение астероидов размером в 10 метров — отмечается примерно раз в сто лет, в 50−100 метров — от нескольких сотен до тысяч лет, а в 1−10 кмлометров — раз в 20−200 миллионов лет. При этом надо иметь в виду, что реальную опасность представляют астероиды размерами большими нескольких сотен метров, поскольку они практически не разрушаются при проходе сквозь атмосферу. Сейчас на Земле известно несколько сотен кратеров с диаметрами от десятков метров до сотен километров и возрастом от десятков до 2 миллиардов лет. Наибольшими из известных являются кратер в Канаде диаметром 200 километров, образовавшийся 1,85 млрд лет назад, кратер Чиксулуб в Мексике диаметром 180 кмилометров, образовавшийся 65 млн лет назад и Попигайская котловина диаметром 100 километров на севере Средне-Сибирского плоскогорья в России, образовавшаяся 35,5 млн лет назад. Все эти кратеры образовались в результате падения астероидов диаметрами порядка 5−10 кмилометра со скоростью около 25 км/сек. Из относительно молодых кратеров наиболее известен кратер Берринджер в штате Аризона (США) диаметром 2 километра и глубиной 170 метров, возникший 20−50 тысяч лет назад в результате падения астероида диаметром 260 метров со скоростью 20 км/сек.
Россия уже сделала первые шаги в области исследования астероидов: на 2009 год Роскосмос запланировал экспедицию на спутник Марса Фобос, который сам является большим астероидом. Его размер в поперечнике составляет около двадцати километров. Космический аппарат возьмет с него образцы почвы и переправит их на Землю. Это, в частности, позволит создать картину возникновения и существования этого спутника, расширит представления ученых о Марсе, а также поможет разработать методы защиты от космической опасности.
Однако ученые-скептики утверждают, что защититься от крупного астероида практически невозможно, а попытки создания международного Агентства планетарной безопасности и прочих подобных организаций предпринимаются для того, чтобы использовать в своих целях поток денежных средств.
Нужно отметить, что для борьбы с астероидами уже сегодня предлагается использовать различные технологии. Среди наиболее популярных — направленное воздействие мощных лазеров, поражение незваного гостя ядерными (водородными) боеголовками, установка на астероидах элементов, меняющих их альбедо. Все эти меры призваны изменить траекторию астероида и отвести его от орбиты Земли. Тем не менее следует признать, что на данный момент все эти предложения неосуществимы по целому ряду причин. В их числе ограничения на вывод средств массового уничтожения в космос, отсутствие технологий раннего оповещения (большую часть астероидов, проходящих рядом с Землей, удается обнаружить слишком поздно), технические и экономические препятствия.
Альбе́до (лат. albus — белый) — характеристика отражательной способности поверхности.
Однако едва ли не главной проблемой на пути создания эффективных средств борьбы с астероидной опасностью является очевидная спекулятивность большинства отчетов, посвященных этой проблеме. Зиждущиеся на недостоверной статистике и явных натяжках, эти исследования, как правило, производят впечатление агитки, призванной выбить финансирование, но не дающей внятного ответа на вопрос о том, насколько велика реальная угроза.
Александр Загнетко
|