Газета «Наш Мир»
Наконец-то пришло время благотворительности. Оказывать помощь нуждающимся становится не только модным, но необходимым для многих наших современников. Увы, есть люди, которые эксплуатируют добрые порывы. Это мошенники. В том, как они действуют, как не попасться на их удочку и не разочароваться в благотворительности, разбирался Иван НИКИФОРОВ.
Кровавые рассылки: не участвуй
"Срочно для ребенка нужен донор крови 3 отрицательная, редкая группа. На станциях переливания найти не удалось, нигде нет. Спасите нас! Отблагодарю, Алексей". Далее указан номер телефона. Существуют разные версии того, откуда берутся эти сообщения, бродящие по сети или кочующие из мобильного в мобильный в виде смс уже несколько лет. Рассылка эта никак не заглохнет, все новые и новые сердобольные люди начинают искать среди знакомых редкую группу крови в надежде помочь умирающему ребенку.
Если проследить происхождение этих рассылок, всплывает довольно занятная история.
Кому-то она покажется забавной, кому-то – – до ужаса циничной. Жили-были два студента однокурсника, они общались в том числе и по ICQ. Один из приятелей имел обыкновение пересылать другому различные сообщения, приходившие по веерной рассылке. Тому это надоело, и однажды, получив очередное послание – – на этот раз о донорстве – – он поменял в нем телефон на номер своего докучливого однокурсника и разослал дальше. С тех пор телефон незадачливого спамера разрывался от звонков – – звонили со всей страны, аппарат трещал каждые пять секунд. Вот такая история. Но говорят, что потом номер в этом сообщении меняли и не раз, в том числе и на такой, при звонке на который снимаются деньги. Мы позвонили на три телефона, найденных в Сети в связи с псевдо-донорскими объявлениями, но все они оказались заблокированы. "Мы фиксируем все жалобы на действия мошенников и проверяем номера, на которые жалуются, – – заявила нам пресс-секретарь компании МТС Ирина ОСАДЧАЯ. – – Если мы обнаруживаем признаки того, что телефонный номер используется с целью мошенничества, мы его временно блокируем или передаем данные о нем в правоохранительные органы".
За разъяснениями относительно происхождения сообщений о донорстве и о том, стоит ли на них отвечать, мы обратились к координатору инициативной группы "Доноры-детям" Екатерине ЧИСТЯКОВОЙ: "Ходят разговоры о том, что эти рассылки связаны с движением "Наши" – – это все сплетни. В любом случае, с "Донорами-детям" рассылки эти никак не связаны". Одним словом, если вам пришла коротенькая просьба о том, что кого-то надо срочно спасти – – свяжитесь с тем, кто вам ее прислал: знает ли он того, о ком идет речь в этой просьбе. Если нет – – не рассылайте дальше ни в коем случае. "Да, такое бывает, что нашу рассылку тоже пересылают дальше, – – продолжает Екатерина. – – Но обычно в таких сообщениях есть подробности о ребенке – – имя, сколько лет, чем болен, что именно нужно, наши контакты. А поддельные рассылки обычно очень примитивны: нужна такая-то группа крови, звоните туда-то". Иногда доноры бывают благодарны за то, что их сообщения рассылают, иногда – – нет. Потому что зачастую такая благотворительность путем нажатия мышки приводит к тому, что возникает шум вокруг ребенка, который уже давно ни в чем не нуждается.
Интернет-мошенники: найди телефон и позвони
Самый распространенный вид мошенничества в Интернете – – это "зеркальные сайты". Мошенники создают копию благотворительного сайта, на котором идет сбор пожертвований. С виду информация та же. И фотографии, и копии документов. Только банковские реквизиты указаны другие. В первую очередь это касается сайтов для сбора средств на дорогостоящие операции и лекарства, ведь деньги приходится собирать достаточно долго, потому что средства нужны большие. К тому же обычно для таких целей создают личную страничку, подделать ее просто, а вот подлог выявить очень сложно. Как только мошенники понимают, что их вычислили, сайт тут же закрывают. "В таких случаях привлечь людей к ответственности практически невозможно. Да, можно выяснить, где и кем зарегистрирован сайт. Но для того, чтобы завести уголовное дело, нужно заявление потерпевших. А вот их-то (людей, которые перевели деньги) найти очень непросто, ведь они могут быть разбросаны по всему миру, и уж тем более добиться от них того, чтобы они пошли и написали заявление", – – говорит Татьяна ТУЛЬЧИНСКАЯ, директор фонда "Здесь и сейчас", занятая в благотворительной деятельности с 1999 года.
Так что, если вы поняли, что вас обманули – – не поленитесь, обратитесь в милицию.
Чтобы не попасться на удочку мошенников, Татьяна советует обращать особое внимание на просьбы о помощи, снабженные только электронными кошельками, а не обычными банковскими реквизитами – – 99% этих сообщений липовые. Ищите контакты: если деньги собирают физические лица, они обычно публикуют свои телефоны и с ними можно связаться.
Подобные ситуации бывают и с фондами. Чтобы создать видимость бурной деятельности, мошенники берут с сайта какой-либо организации реальную информацию. Допустим, отчеты о посещении детских домов. Координатору Попечительского совета во имя свт. Алексия митрополита Московского Екатерине ПОТАПОВОЙ позвонили из Швейцарии. Незнакомец сообщил, что на тамошнем форуме иммигрантов из России появилась информация от имени Совета о сборе денег для Мезенского детского дома. К тому времени детский дом был уже давно расформирован, и звонившему это сообщение показалось странным. Екатерина, бросив все дела, стала проверять информацию. Объявление, действительно, было развешано в сети, причем на различных немосковских сайтах – – видимо, с тем, чтобы сложнее было проверить. Мошенники оставили в сообщении информацию с телефоном руководителя, но изменили адрес электронной почты на свой и "приделали" электронный кошелек вебмани для сбора пожертвований.
"Я срочно стала регистрироваться на всех тех форумах, где было повешено объявление, – – продолжает наша собеседница, – – писала, что все это неправда, что мы не имеем к этому никакого отношения.. По счастью, у меня были веские доказательства: я оставляла везде ссылку на сообщения информационных агентств о закрытии детского дома. Реакция людей на форумах была адекватная, все были возмущены действиями мошенников. Кроме того, я оставила комментарий к кошельку вебмани, приделанному к этой липовой просьбе о помощи. Я написала, что этот кошелек принадлежит мошенникам".
Липовые просьбы о помощи тут же исчезли, кошельки тоже. Всего они просуществовали несколько дней и большого количества денег, бесспорно, собрать не могли. Кем были мошенники, установить не удалось, так же, как и привлечь их к ответственности.
Татьяна Тульчинская, тоже не раз сталкивавшаяся с подобной ситуацией, сетует на то, что если вы сами не потерпевший, то и тут мошенникам нечего предъявить: "Получается, что он только скопировали информацию. В этом нет никакого уголовного преступления, тут действует разве только закон о защите интеллектуальной собственности, да и то очень сильно притянутый за уши. То есть, пока не найдены потерпевшие – – то есть те, кто пожертвовал деньги, никакой управы на мошенников найти нельзя. Разве что припугнуть их".
По словам Татьяны, все мошеннические схемы рассчитаны на доверчивого человека, у которого нет времени: "Тем более, что в объявлениях аферисты всегда пишут, что деньги нужны очень срочно. Если потрудиться проверить информацию, вы вскоре поймете, можно ли доверять этим людям". Так что не поленитесь, позвоните по указанным телефонам. Пусть это займет не пять минут, как перевод на электронный кошелек, а пятнадцать. Зато вы будете уверены, что вас не обманули.
Сетевой фантом: никто не застрахован
История эта началась с размещенной в интернете просьбы помолиться о больной отроковице Дарье. Продолжение же получила уже в реальности, многие из добровольцев и просто сердобольных людей познакомились с Дашиной старшей сестрой Ольгой, принимали ее у себя дома, писали письма и слали смс-ки этим сестрам, молились. Так продолжалось два года. Даша в сопровождении сестры отправилась на лечение в Америку, но и там с ней постоянно поддерживали связь. Девочки вели интернет-дневник, где публиковали берущие за душу подробности о жизни больного ребенка: о встречах с врачами, о мучительных процедурах. А однажды, когда девочка пошла в местную школу, весь класс пришел на занятия в шапочках, чтобы Даша не расстраивалась из-за своей лысой после химиотерапии головы. Все знали, что девочка обречена, диагноз был безутешен. Но никто не знал, что ее никогда и не существовало вовсе.
"Интернет – – это такая штука, которая может породить самые невероятные фантомы", – – рассказывает координатор инициативной группы "Доноры-Детям" Екатерина Чистякова. – – "Я видела Олю лично, хотя не знала ее слишком хорошо. Моя уверенность в правдивости этой истории основывалась на том, что я общалась с авторитетными для меня людьми по этому поводу. И каждый из нас был уверен в том, что и Дашу кто-то видел. Но потом, когда мы стали сверять часы, выяснилось, что никто из нас ее в глаза не видел, каждый был уверен в том, что с ней встречался кто-то другой".
Разоблачение началось с того, что кто-то набрел в сети на сайт американской девочки, давно уже умершей, где увидел фотографии "Даши". То есть, мнимая старшая сестра брала фотографии с того сайта и публиковала их в русском интернете. Оттуда же она брала и подробности, подобные той, про шапочки. Люди, связанные с этой историей, долго не могли поверить, что Дашенька – – их ангел, за которого они так долго молились и из-за которого пролили столько слез – – это всего лишь фикция. "Мы консультировались по этому поводу с психологами, – – продолжает Екатерина, – – и поняли, что Ольга – – человек с большими личностными проблемами. Ей не хватало внимания и любви". Тогда она решила добиться внимания сотен людей. Ей это удалось блестяще. И хотя в этой истории не замешаны деньги (хотя кто-то сердобольный и пытался открыть счет для Дашеньки, но больших средств не собрали), разочарование и боль обманутых людей от этого не стали меньше.
"Как теперь верить интернету?" – – недоумевает в своем сетевом дневнике Екатерина Чистякова. И отвечает: "Так же, как и раньше, но с большей оглядкой. Конечно, проверять. Проверять документы, звонить по контактным телефонам, обращать внимание на детали. Моя практика показывает, что "плоская", без подробностей и контактной информации история может быть делом рук либо мошенников, либо очень неопытных, растерявшихся от горя людей. История с огромным количеством самых душераздирающих подробностей, почти истерическая, тоже вызывает мои подозрения.
Стоит ли помогать в интернете – – решать вам, каждому в отдельности. Но просить о помощи в сети будут, много и часто. Потому что это – – мощнейший инструмент, который может быть употреблен во благо и во зло. Если бы не интернет, у наших детей не было бы доноров крови. Интернет способен иногда на фантастические вещи: ведь именно всемирная паутина привела когда-то к одному нашему пациенту президента России Владимира Путина".
Реальные мошенники: дай себе время подумать
Раньше мошенники работали очень топорно. Их объявления и письма отличала безграмотность в сочетании с истерией. Вроде того, что все бросайте, идите помогать нам, а не то Бог вас накажет. Но сейчас эти люди стали писать лучше, выстраивают изощренные финансовые схемы.
В историю, разыгранную, как по нотам, попала Майя СОНИНА, координатор фонда помощи больным муковисцидозом "Во имя жизни", герой публикаций на сайте Милосердие.ru и в нашем журнале. Неизвестный мужчина сообщил ей, что натолкнулся на номер ее телефона в журнале "Нескучный сад". "Он сказал, что мне можно доверять, раз обо мне написали в прессе, – – рассказывает Майя. – – Обо всем подробно расспросил, просил дать телефон кого-нибудь из особо нуждающихся и составить список того, что нужно. Что сумма не имеет значения, поскольку это некая корпорация, в которую входит несколько учредителей, и они готовы оказать значительную помощь". Потом уже Майя вспомнила, что человек этот как-то слишком быстро записывал и ни разу не переспросил все длинные и сложные названия лекарств.
Она свела этого человека с отцом многодетной семьи, у которого трое из детей больны муковисцидозом. С согласия самого отца, разумеется. Когда жертвователь позвонил снова, то умирающим голосом сообщил, что его избили и ограбили, сломали ребра. Но по-прежнему звал приехать в назначенное место рано утром и ждать груз с лекарствами. А заказ был на 1 390 000 рублей.
В назначенный день Майя вместе с отцом семейства отправилась на встречу с жертвователем. Тот попросил внимательно следить за тем, что будут грузить со склада и считать. Делать это предстояло самостоятельно, без его участия, ведь он очень занятой человек и у него дела, к тому же он все время корчился от боли – – у него сломаны ребра. Груза еще никто не видал, как вдруг выяснилось, что срочно нужны деньги, чтобы оплатить доставку. Майю и отца больных детей попросили самим заплатить за нее, так как – – вспомним – – жертвователя ограбили, у него не было наличных. Мошенник взял с них все оставшиеся в кармане деньги – – не больше 6 тысяч – – и исчез. Через пару часов ожидания Майя поняла, что их обманули. Но разыгрывать такой большой (длиной в три дня!) спектакль ради тех небольших денег, что оказались у нее в кармане?! "Думаю, что это психически больной человек. Их ложь очень часто полна множеством деталей и оттого выглядит правдоподобной", – – подытоживает Майя.
По следам этой истории Майя сделала для себя некоторые выводы. Во-первых, мошенник постоянно торопил время. Все нужно было сделать срочно (разумеется, чтобы не оставить жертве время на раздумье). Во-вторых, он был готов жертвовать сразу баснословные деньги. На эту удочку попалась Майя (какая удача, казалось бы!), зато в жизни такое случается крайне редко. Далее, мошенник назначил встречу на улице, а не в офисе, что, согласитесь, странно для человека такого достатка. Были и другие мелочи в разговоре, которые могли навести на подозрения. Но Майя была так увлечена возможностью помочь сразу нескольким детям, что не обратила на эти детали внимания.
Судя по всему, этот же человек обращался и в Комиссию по церковной социальной деятельности при епархиальном совете Москвы – – на этот раз с просьбой свести его с людьми, собирающими деньги на дом. Поэтому на всякий случай публикуем его приметы: "Назвался Александром. Сильно похож на кавказца с еле уловимым акцентом, на правой щеке внизу свежий шрам, как от пулевого ранения. Периодически корчится от боли. Говорит, что у него погибла вся семья с тремя детьми. Очень серьезный, в костюме и белой рубашке". Сначала он назвал Майе телефон 8-916-301-86-91, затем сменил на 8-985-161-39-08.
Чтобы уберечься от мошенников, Комиссия разработала такую схему проверки просителей: позвонить в храм, если на него ссылается проситель, в администрацию по месту проживания и в местные органы соцзащиты. Эта схема очень действенна. Так, однажды в Комиссию пришло письмо от престарелого инвалида, ветерана войны, который, вернувшись из мест заключения, потерял семью и теперь помирает с голоду. Письмо было полно душещипательных подробностей. Хотя писал он не из Москвы (а Комиссия оказывает помощь, в первую очередь, москвичам), ему решено было помочь. Первый же звонок в местную администрацию прояснил дело: выяснилось, что старичок прекрасно здравствует, а вот письма пишет за него сын-пьяница. Пишет во все монастыри, и отовсюду получает денежные переводы и посылки, содержимое которых продает жителям села. Он дошел до того даже, что стал у односельчан собирать заказы: что кому заказать, чтобы прислали сердобольные. Разумеется, за плату. Подозвали к телефону и самого старичка. Он подтвердил, что ему, действительно, помощь совершенно не нужна.
Кроме того, от любого человека, обратившегося в Комиссию, требуется предоставить ряд документов. Так проверяют просителей практически все благотворительные фонды. "Существует стандартный набор документов, который требуется для того, чтобы человеку оказать помощь", – – говорит директор фонда "Здесь и сейчас" Татьяна Тульчинская. – "Это копия паспорта, копия страхового свидетельства, справка об инвалидности или о том, что он малообеспечен, направление или счет из больницы. То есть, подтверждение причин, по которым он обращается за помощью. Речь идет, в принципе, о документах, которые лежат у каждого в тумбочке. Ведь трудно представить себе инвалида, который не хранил бы справку об инвалидности и т.д." Конечно, бывают ситуации, когда у людей таких документов нет – – бездомные, беженцы и т.д. Но таким людям можно помочь восстановить документы. А в процессе можно выяснить, имеете ли вы дело с настоящим человеком или с мошенником.
Кроме того, Комиссия переводит средства только по безналичному расчету (к примеру, оплата операции происходит сразу на счет больницы и т.д.). Тут уж аферистам точно нечем поживиться.
Псевдо-добровольцы: доверяй, но проверяй
Однажды в провинциальный детский дом пришел приятный молодой человек. Продемонстрировав корочку помощника депутата Госдумы, он заявил, что хочет помогать детям из этого детского дома. Пораженные высоким статусом гостя, сотрудники администрации препроводили его к детям. Молодой человек, действительно, стал посещать этот детский дом. Только вот после этих визитов фотографии тамошних детей стали появляться в интернете с приписками двусмысленного содержания: "раскрепощенный симпатичный мальчик желает сняться в рекламе" и т.д.
Параллельно он собирал средства себе на лечение. Так эта история и вышла наружу: проверяя информацию просителя, сотрудники одной благотворительной организации "забили" в Интернет его телефон – и обнаружили все эти объявления, 2 сайта, на которых он также размещал фото детей, сообщение на Интернет-форумах (в т.ч. православных), в которых он просил помочь в сборе средств и игрушек для детдомов, узнавал, где есть детдома победнее и т.п. Когда об этом сообщили в детский дом, администрация схватилась за голову.
"Нужно поговорить с человеком не менее получаса, прежде чем допускать его к детям, – – говорит Мария КАПИЛИНА, психолог детского дома № 19, специалист патронатного воспитания. – – В этом разговоре очень важно понять, какие у этого человека цели, хотя бы открытые, те, которые он заявляет". Первый вопрос, который должен задать психолог или администратор при таком собеседовании – – что привело человека в вашу организацию, зачем нужна эта деятельность лично ему. Если вы слышите общие ответы вроде: "Хочу помогать людям. Хочу делать это бескорыстно, потому что я за мир во всем мире", задаются уточняющие вопросы: "Как вы хотите это делать?", "Что именно вы готовы сделать?", "Какими способами вы хотели бы нести людям добро?" Задача – – увидеть человека, его основные принципы в отношениях к людям, что он считает допустимым, а что – – нет. Важно и то, как человек ведет себя при общении, насколько он искренен, насколько он открыт и адекватен ситуации, вежлив ли он, как он одет, как он держится.
"Если видно, что человек явно неадекватный, надо с ним попрощаться, – – продолжает наша собеседница. – – Не грубо, но прямо: "Вы знаете, мы благодарны за то, что Вы выразили интерес к нашей организации, но в настоящее время мы ничего не можем вам предложить. Если у нас что-то будет, мы позвоним". И все. Без объяснений".
Задача ведь не в том, чтобы в детский дом приходило как можно больше людей и общалось с детьми как можно дольше, а чтобы был какой-то результат от этого общения, чтобы была польза для детей. А результат будет, когда все продумано и правильно организовано, есть система и цель. "Если вы руководитель детского дома, – – говорит Мария, – – вы должны четко представлять себе а) что должны получить дети в результате этого общения?; б) каким путем наилучшим образом можно это организовать? в) как это лучше сделать, чтобы именно это получилось, а не что-нибудь другое?; г) какого рода волонтеры вам нужны и как вам их распознать среди тех, кто приходит? Чтобы это были профессиональные люди, люди с положительным мотивом и чистыми помыслами. Хорошо, когда с волонтерами разговаривает священник".
Те, кто обращается в благотворительные организации за помощью – – люди социально незащищенные. И задача этих организаций – – защита тех, кому они помогают. Самые страшные преступления связаны с квартирами, из-за жилплощади убивают одиноких стариков. На вопрос о том, как не ошибиться в подборе добровольцев, отвечает старшая сестра патронажной службы сестричества во имя св. блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице Ольга ЕГОРОВА: "К бабушкам мы пускаем только людей проверенных. И штатные сотрудники, и добровольцы проходят несколько уровней контроля. Тому кто хочет у нас работать, предстоит собеседование не с одним священником, а с двумя – – сначала с духовником патронажной службы, а потом – – с духовником сестричества. Потом – – беседа со мной. Ко мне на собеседование кандидаты приходят с заполненной анкетой, лишних вопросов задавать не нужно. В этой анкете проработано множество специальных вопросов. Моя цель понять, не продиктовано ли их желание работать в сестричестве желанием решить какие-то свои проблемы и не является ли решение своих вопросов первостепенным. Человек имеет право себя устраивать в этой жизни, но нужно следить, чтобы это происходило не за счет наших подопечных". Если в ходе собеседования становится известно, что человек не имеет своего жилья, но при этом намерен в скором времени перевезти в столицу многочисленное семейство и пришел в сестричество с целью найти одинокую бабушку – – такого человека в сестричество не возьмут. "Еще мы обязательно смотрим документы кандидата, даже если человек идет в сестричество добровольцем, – – продолжает Ольга Егорова. – – К сестрам требования еще строже и проверяют их еще тщательней, уже в работе. После собеседований сестра около месяца проходит стажировку. Для этого мы ее прикрепляем к опытной сестре, направляем на пост, где пять сестер работают посменно, и каждая не только учит, но и смотрит, как новая сестра работает. И человек, которого нужно проверить, проявляется сразу со многих сторон. То, что не увидит одна сестра, увидит другая. Проверяется отношение к больному, добросовестность, ответственность, профессиональные качества, умение работать в коллективе, умение слушаться, согласовать свое мнение с мнением других".
Мнимые мошенники: не сходи с ума
Почти каждый из тех, кто занимается благотворительностью, сталкивался с тем, что его обзывали проходимцем. Действительно, когда людей запугивают отовсюду и призывают никому не доверять – – как тут поверишь, что кто-то от чистого сердца собирает деньги не себе в карман, а на операцию больному ребенку? Достается буквально всем, в сети даже появляются сайты, на которых разоблачают уже давно зарекомендовавшие себя и серьезные благотворительные фонды.
Это происходит еще и оттого, что у людей, занимающихся благотворительностью, мотивация бывает самая разная. Кто-то действительно, хочет помочь ближнему. Кто-то стремится стать нужным и скрасить свое одиночество. Кто-то – – найти мужа среди жертвователей, а другой – – сделать себе имя. Таким образом, получается, что те, кто вовлечен в благотворительность – – действительно, обычные люди, у которых тоже есть свои недостатки. По мнению активиста Попечительского совета во имя свт. Алексия митрополита Московского Екатерины Потаповой, к деятельности любого человека, занимающегося благотворительностью, придраться можно: "Как-то на одном форуме страшно досталось моей знакомой. Ее даже обвиняли в мошенничестве. Между тем, я лично знаю эту женщину и знаю, что она никакая не мошенница, а делает свое дело, не ворует деньги. Просто она вовремя не писала отчеты на форуме, не собирала чеков за те вещи, которые покупала на благотворительные нужды. Это сходило ей с рук на православном форуме. А на светском ее заклеймили, вылили ушат грязи и клялись, что больше не дадут ей ни копейки". Все это, в принципе, простительно. Но любая благотворительность завязана на деньгах. А там, где появляются деньги, люди становятся более чувствительными и уязвимыми.
Отчасти поэтому ряд благотворительных организаций столицы объединились в Московское благотворительное собрание, чтобы создать круг доверия. Об организациях-членах собрания можно подробнее узнать на сайте http://www.wse-wmeste.ru. Это проверенные организации, зарекомендовавшие себя. Конечно, сюда входят не все существующие даже в Москве благотворительные фонды, зато это один из способов проверки действенности организации.
Впрочем, по опыту наших собеседников, случаи, когда люди, столкнувшись с мошенничеством, впредь отказываются заниматься благотворительностью, единичны. "Бывает и такое, звонят мне и начинают очень подробно, очень придирчиво расспрашивать, что и как. А потом извиняются за свою дотошность и говорят: "Вы уж не обижайтесь. Просто нас уже однажды обманули", – – говорит Татьяна Тульчинская.
|