Газета «Наш Мир»
Американцам предстоит через неделю сделать сложный выбор - кому доверить место президента США так, чтобы в стране были рабочие места, защищены вклады и все по жизни стало нормально после провального восьмилетнего пребывания у власти республиканца Джорджа Буша. В других странах за выборами в Америке следят, чтобы разобраться, как в зависимости от их результатов будет строиться мировой порядок.
Попробуем понять, какой исход выборов за океаном окажется выгоден России и в целом для российско-американских отношений?
Концепция внешней политики российского государства, одобренная президентом Дмитрием Медведевым 12 июля этого года, отличается от прежней, восьмилетней давности. Хотя принципы ее остались прежними, а это - прагматизм, многовекторность и неконфронтационное продвижение национальных интересов России, в новом курсе, как отмечают эксперты, нет ничего эмоционального: ни страхов, ни иллюзий, ни эйфории. Поэтому и реакция Москвы на выборы в США будет выдержана, скорее всего, именно в таком "неэмоциональном" тоне.
Кто бы ни победил на выборах в Соединенных Штатах - темнокожий демократ из Иллинойса Барак Обама или республиканец из Аризоны Джон Маккейн - наше сотрудничество с американцами должно будет строиться на основе полного равноправия с учетом взаимных интересов. И Москва, при всем осознании возможных рисков, готова, в принципе, к любому развитию событий.
То же касается и российско-американских отношений. Если новая администрация США даже предпочтет не иметь никаких отношений с Россией, в Москве к такому развитию событий будут вполне готовы. Хотя хотелось бы надеяться, что до этого не дойдет.
На самом деле, ситуация складывается парадоксальная. После окончания "холодной войны" Россия и США, хотя уже и не считают себя врагами, друзьями так и не стали, и это чувствовалось на протяжении всего президентства Джорджа Буша. Обе страны все меньше зависят друг от друга во многих отношениях, и Москва, в конце концов, может просто не вступать в дискуссии с американцами по тем вопросам, которые их могут интересовать.
Безусловно, с учетом интересов стратегической стабильности, Россия исторически связана с Америкой, но фундамент этих отношений, как не раз отмечали наблюдатели, постепенно разрушается. А вот когда он разрушится окончательно, то две страны больше ничто не будет связывать.
Тем не менее, вряд ли Россия откажется предпринимать усилия для того, чтобы сохранить позитив в отношениях с США, но делать это она будет хладнокровно, прагматично и на основе полной взаимности. Именно взаимность должна стать основой международных отношений, однако произойдет это или нет, покажет будущее.
Многих насторожили антироссийские высказывания кандидата в президенты Маккейна, особенно когда он поддержал идею исключения России из "большой восьмерки". Отсюда напрашивался вывод, что в случае его победы ничего хорошего в отношениях двух наших стран ожидать нельзя. Но надо не забывать, что кандидаты в президенты часто говорят вовсе не то, что они думают, а то, что от них хотят услышать избиратели. После победы эти люди могут изменить свой тон и настрой.
Как ни парадоксально, но бытует устойчивое мнение о том, что победа Маккейна Россию устроила даже бы больше, чем приход к власти демократа Обамы. Дело в том, что при Джордже Буше Москва и Вашингтон уже договаривались о разработке нового российско-американского соглашения в области ограничения стратегических наступательных вооружений, подтвердили свои обязательства по договору о нераспространении ядерного оружия. Россия и США приступили и к обсуждению американских планов размещения элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии, которые вызвали серьезную тревогу в Москве.
Если к власти в США придут демократы, не исключено, что контакты и переговоры придется налаживать заново. Более того, может так получиться, что американские демократы станут цепляться в большей степени за проблемы прав человека в России, отодвигая на второй план стратегические вопросы.
Пусть республиканцы при Маккейне будут еще более неблагожелательно или предвзято относиться к России, но всегда можно будет указать им на те или иные договоренности, достигнутые с их предшественниками, и добиваться их последовательного выполнения.
Нынешние выборы в США пройдут на фоне разрастающегося как снежный ком глобального финансового кризиса. Россия и Соединенные штаты уже выражали ранее готовность сообща бороться с новыми вызовами современности, включая международный терроризм, распространение наркотиков, климатические изменения.
Финансовый кризис как раз и дает двум странам возможность объединить усилия вместе с остальными государствами, и коллективные меры будут, в частности, обсуждаться 15 ноября под Вашингтоном на внеочередном саммите "большой восьмерки" с участием и других крупных экономических держав. И общая беда может сблизить Россию и новую администрацию Соединенных Штатов вне зависимости от того, кто займет президентской кресло в Белом доме.
|