Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
В ходе визита премьера Госсовета Китая Вэня Цзябао в Москву 28 октября было подписано соглашение о строительстве ответвления от строящегося нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) на Китай. Как ожидается, вслед за этой договоренностью будет подписано новое соглашение о долгосрочных поставках российской нефти в Поднебесную, под которое российские нефтекомпании получат от китайцев кредит в $20-25 млрд. Этот кредит поможет российским компаниям погасить долги перед западными банками и получить инвестиции для новых проектов. Нефтепроводная система ВСТО строится для транспортировки российской нефти с осваиваемых месторождений Восточной Сибири на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Сооружение первой очереди ВСТО мощностью 30 млн тонн нефти в год будет завершено в конце 2009 года. Эту часть нефтепровода прокладывают от Тайшета в Иркутской области до Сковородина в Амурской области, от которого до границы с Китаем всего 70 километров. Далее проект предполагает, что в Сковордино труба разветвится по двум направлениям: часть нефти пойдет в Китай, остальное – на побережье Тихого океана в спецморнефтепорт Козьмино. Почти до самого последнего момента судьба ответвления ВСТО на Китай была под вопросом. В субботу 25 октября российский вице-премьер Игорь Сечин, курирующий вопросы ТЭК, сообщил, что государственная нефтетранспортная монополия "Транснефть" подготовила проект ответвления. Соглашение о нем и было подписано 28 октября между руководителями «Транснефти» и китайской госнефтекомпании CNPC. Кроме того, 28 октября Россия и Китай подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в нефтяной сфере. По просочившимся в прессу данным, это сотрудничество предполагает подписание в ближайшее время соглашения о долгосрочных поставках (на срок 15-20 лет) в Китай российской нефти в объеме 15 млн тонн в год. Одновременно обсуждается кредит (в виде предоплаты за поставляемую нефть) в размере $20-25 млрд, который китайская сторона выдаст российским компаниям. «Роснефть», которая будет поставлять оговоренные объемы нефти в Китай, намерена получить $12-15 млрд, а «Транснефть», которая построит российский участок отвода ВСТО на Китай, - $8-10 млрд. Напомним, что Китай уже кредитовал «Роснефть» по аналогичной схеме. В 2004 году "Роснефть" заключила с Китаем пятилетний договор на поставку 48,4 млн тонн нефти (9,7 млн тонн в год, которые сейчас отгружаются по железной дороге), а СNPC заплатила ему авансом $6 млрд. Этот контракт истекает в 2010 году, и Китаю, остро нуждающемуся в энергоресурсах, настоятельно необходимо не только продлить его, но и законтрактовать у России более существенные объемы сырья. Для российских же компаний новый контракт с Китаем будет крайне своевременным в условиях усугубившего их положение мирового финансового кризиса. «Роснефти» только до конца года нужно как минимум $800 млн для погашения кредита перед западными банками (до лета 2009 года компании необходимо погасить долг в $13,4 млрд). «Транснефть» же сможет получить деньги для реализации новых проектов, главным из которых является строительство второй очереди ВСТО (до Тихого океана), которая оценивается в $11 млрд. Олег Митяев
|