Газета «Наш Мир» Варшава. – Единственная мечеть Варшавы находится в тихом предместье и почти не видна среди окружающих домов.
Тем
не менее, она является настоящим духовным центром небольшой общины
мусульман, обосновавшихся в католической стране. По пятницам здесь
собираются до 300 человек. Каждую субботу в мечети проходят уроки
арабского языка, магазин халяльных товаров расположен по соседству,
также как и Исламский культурный центр, где можно найти книги об исламе
на польском языке.
Имам Незар Шариф (Nezar Charif) отвечает на
звонки на польском, иногда переходя на родной сирийский диалект. Он
успевает одновременно отвечать на вопросы мусульман, отпускать шутки на
арабском и следить за ремонтом в главном зале.
До 1991, когда
трехэтажный жилой дом стал мечетью, варшавские мусульмане собирались на
молитву в посольстве Египта или арендовали залы дискотек в дневное
время.
Сейчас мечеть переполнена верующими, и ходят слухи о
строительстве еще одной мечети в центре города, где смогут поместиться
мусульмане, работающие в городе.
Хотя сегодня в Польше
насчитывают всего около 30 тыс. мусульман – 0,1% населения – по
прогнозам небольшая община будет увеличиваться. В Варшаве живет от 5 до
7 тыс. мусульман, это бизнесмены, политические беженцы и те, кто
приехал сюда учиться в 80-х и решил остаться.
Имам Шариф
приехал из Дамаска в коммунистическую Польщу в 1982. Жизнь в стране
казалась недорогой для выходцев из Сирии, Ирака и Ливии. Поэтому по
окончании университета Шариф не уехал из страны и остался, женившись на
польской женщине.
В наши дни среди иммигрантов преобладают
турки, пакистанцы и чеченцы. Среди мусульман есть и бывшие католики,
обратившиеся в ислам по собственным убеждениям или из-за брака с
мусульманами.
Польша гордится двумя старинными мечетями 17 и
18 вв., построенными в деревнях Бохоники и Крушиньяны, которые были
поселениями первых мусульман, приехавших в Польшу в 14 в.
В свое время в Польско-Литовском княжестве жило до 17 тыс. татар, которые служили в войске и свободно исповедовали свою веру.
Сегодня
в стране осталось не более 2 тыс. татар, говорит глава мусульманской
общины в Крушиньянах. В силу исторических особенностей, несмотря на
преобладание консервативных католиков, к мусульманам здесь проявляют
большую терпимость, чем во многих крупных городах.
В Варшаве
нет больших иммигрантских общин, в отличие от таких городов как Лондон
и Париж: во времена коммунизма здесь преобладали желающие выехать из
страны, нежели те, кто хотел остаться.
Сегодня страна
постепенно заселяется иммигрантами. Их число увеличилось еще больше
после присоединения Польши к Евросоюзу в 2004.
По словам Шарифа, большинство варшавян проявляют терпимость к чужеземцам, а случаи оскорблений в их адрес довольно редки.
«Редко,
но такое все же бывает», говорит Шариф, добавляя, что обидчиками обычно
являются люди старшего поколения или пьяные хулиганы.
|