$IMAGE1-right$ Газета «Наш
Мир» Пятнадцать лет назад рядовые россияне открыли для себя Турцию как главный курорт за рубежом. Все эти годы туда стабильно выезжает рекордное число наших туристов. Еще раньше Турцию открыли российские «челноки» - как большой «супермаркет» - и наводнили Россию турецкими товарами. Сегодня пора открывать Турцию в качестве нового политического и экономического союзника нашей страны.
Мы привыкли считать Турцию американо-натовским форпостом, коим она действительно была на протяжении десятилетий «холодной войны». Исторически мы смотрим на это государство сквозь призму русско-турецких войн. Но мир стремительно меняется. Турция уже другая, и в ближайшее время ее ждут еще большие изменения. Она вынуждена искать новое место в мире, поскольку приоритеты турецкой внешней политики - вступление в ЕС и стратегический союз с США - сходят на нет.
Получение полноценного членства в Евросоюзе позволило бы Анкаре укрепить экономические и политические институты европейского типа внутри страны, получить дотации ЕС, закрепить светский характер общества и обеспечить быстрый экономический рост. Но после трех десятилетий терпеливого ожидания эта стратегическая цель оказалась недостижимой. Вступление Турции в единую Европу заблокировали референдумы во Франции и Голландии, а также сдвиг в общественных настроениях внутри ЕС против иммигрантов.
Во Франции принята новая редакция конституции, согласно которой правительство может дать согласие на расширение ЕС за счет какого-либо государства только после референдума. Представить, что французы, уставшие от притока бедных, не очень законопослушных иммигрантов из мусульманских стран, не забывшие горящие арабские пригороды французских городов и взрывы, устроенные исламскими террористами из Алжира, - что эти усталые обыватели одобрят присоединение к ЕС более 70 миллионов турок, совершенно невозможно.
Теперь об отношениях Турции и США. На протяжении нескольких десятилетий Вашингтон оставался главным стратегическим союзником Анкары. Но в последние годы заокеанский партнер только создает Турции проблемы. Так, США сформировали де-факто независимое курдское государство в Ираке, нанеся колоссальный удар по стратегической стабильности в турецком Курдистане. Так что турецкая армия вынуждена проводить военные операции против курдов на иракской территории. «Разогрев» ситуацию на Кавказе до войны в Южной Осетии, американцы создали угрозу дестабилизации и северо-востока Турции. А планируемая США война с Ираном может привести к полной дестабилизации всего региона.
К тому же Соединенные Штаты позиционировали себя как антиисламская политическая сила, что не могло вызывать восторга в мусульманской стране. Согласно опросам общественного мнения, Турция оказалась мировым лидером по антиамериканским настроениям среди населения. И вообще, со стороны турецких граждан стремительно растет критика аморальности современного западного общества - не просто секулярного, но пострелигиозного.
При этом в направлении исламизации Турция пойти не может - это взорвет ее изнутри. Ведь все крупнейшие города населяет светский европеизированный средний класс. В 1990-е годы Турция пробовала пойти по пути создания коалиции тюркоязычных стран, но этот проект оказался безрезультатным, дорогостоящим и сложным.
Так что внешняя политика страны потеряла определенность и напоминает лист, падающий на ветру. Куда идти? Этот вопрос стоит для турецкой элиты все острее. Очевидно, что Турция будет вынуждена становиться более независимой от США и ЕС, искать новых союзников. И Россия должна предложить ей стратегическое экономическое и политическое партнерство.
Турция - политически очень недооцененная страна. Почти полвека она жила в тени США, НАТО и ЕС. Турция - геополитический гигант и политический карлик. Геополитически это перекресток Азии и Европы, перекресток Север - Юг. Здесь сходятся не только христианский и мусульманский миры, но и религиозно-традиционные, с одной стороны, и современно-светские - с другой - типы сознания и образы жизни. Турция находится на пути между Евразией, Средним Востоком и Европой, что делает ее в том числе ключевой транзитной страной для энергоносителей.
Я уверен, что быстрое развитие политических процессов заставит всех оценить важность Турции для решения глобальных проблем. России тоже нужно искать новых, нетрадиционных союзников, поскольку ее внешнеполитический курс предыдущих 17 лет - на союз с Западом и на реинтеграцию постсоветского пространства - наталкивается на серьезные препятствия.
Москва может предложить Турции войти в единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Можно сказать - вместо Украины. Кстати, после вхождения Турции в ЕЭП с большой вероятностью туда войдет и Азербайджан, а потом спохватится и прибежит Украина. Экономические структуры России и Турции не конкурентные, а, наоборот, взаимодополняемые. У России есть то, чего нет у Турции: энергоносители, природные ресурсы, развитые научные школы, базовые высокотехнологичные отрасли (атомное и авиакосмическое машиностроение, ВПК), развитая система образования, крупные корпорации. У Турции есть то, чего не хватает российской экономике: транзитные территории, избыток рабочей силы, сильный средний бизнес в таких отраслях, как строительство, торговля, легкая промышленность, турбизнес. И российскому, и турецкому капиталу тесно в рамках своих экономик. Им нужен большой рынок. А рынок ЕС для них будет закрываться все больше и больше.
В данном случае членство Турции в НАТО не будет непреодолимым препятствием, поскольку Североатлантический альянс находится в процессе разложения и не способен помочь Турции решить ее основные задачи. А начало вхождения Турции в ЕЭП резко усилит ее переговорные позиции с ЕС и США, укрепит светские устои государственности, создаст блестящие возможности для экономики.
Пока, я думаю, турецкие элиты еще не готовы к этому, они находятся во власти инерции. Но после краха прежнего курса страну охватил острый кризис из-за борьбы двух группировок - условно прозападных исламистов во главе с премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом и светских антизападных военных. Но даже прозападный Эрдоган, которого, кстати, турки называют турецким Путиным, всех удивил, поддержав в августе 2008 года не Грузию и США, а Россию. Тогда Эрдоган немедленно прилетел в Москву, и Турция, сославшись на старый договор Монтрё, отказалась пропускать через Босфор в Черное море столько военных кораблей США, сколько они хотели. При этом противники премьера, турецкие военные, тоже все более откровенно отворачиваются от США и смотрят в сторону Москвы. Россия должна предложить этой новой, находящейся в поиске новых друзей Турции конкретную альтернативу - ЕЭП и стратегическое партнерство.
Политически такое партнерство могло бы строиться, например, вокруг «южнокавказской мирной платформы», идею которой предложила Турция. Эта платформа могла бы включить в себя Грузию Азербайджан, Армению, Россию, Турцию, Иран. Одновременно эта инициатива исключила бы из кавказских дел дестабилизирующие регион внешние силы - типа США.
Мы поздравляем народ Турции с Днем республики. В этот день, 29 октября, надо вспомнить и о том, что Россия была первой страной, признавшей новую Турцию и оказавшей ей прямую военную и политическую помощь. В начале XXI века наступает время для стратегического экономического, политического партнерства России и Турции. Нужно сформировать группы из политиков, представителей бизнеса и экспертно-интеллектуальных кругов обеих стран по разработке платформы такого сотрудничества. Нужно заново открыть Турцию.
Сергей Марков, депутат Госдумы, директор Института политических исследований
«Известия»
|