$IMAGE1-right$ Газета «Наш
Мир» Откуда в человеке появляются наклонности к садизму? Как, с виду нормальный человек, может поднять руку на ребенка, мать, старика? Откуда берутся жестокость и звериное начало? Недавно в Астане была чудовищным образом вырезана семья. Зверь не пожалел даже детей. Что это? Что с нами происходит? Ответы на эти сложные вопросы мы попытались найти в беседе двух гуманистов – Чингиза Айтматова и Мухтара Шаханова. Предлагаем фрагмент этого разговора. - Шаханов: Нет сомнения, что мы с Вами не одиноки в раздумьях над тем, как подвергается повсеместной девальвации духовное богатство человечества, накопленное по крупицам за всю его историю. Как же случилось, что все чаще проявляются черствость и ожесточение, а добродетель и милосердие день ото дня все более удаляются из своей природной гавани? Пока не изничтожены сорняки, рису не будет житья. И если не делать своевременных “прополок”, нейтрализуя скрывающиеся в тайниках человеческого подсознания первобытные инстинкты и культивируемые садистские наклонности, то не стоит удивляться, когда преступление против человечности из потенциальной угрозы превратится в узаконенную “норму”. Экраны коммерческого телевидения и кино как будто уже неизбавимы от засилья “фильмов ужасов”, денно и нощно на все лады и вкусы воспевающих насилие, издевательства и пытки. Книжные прилавки ломятся от остросюжетных боевиков и триллеров, ничего общего не имеющих с высокой художественностью, но зато сполна утоляющих атавизм жестокости. В этом смысле широчайший ассортимент “смертоносного оружия” представлен в свободной продаже на улицах городов и весей ... - Айтматов: Факты, которые ты приводишь, - поистине горькая правда. Как и то, чего дождались и чего еще следует ждать от рыночного “просвещения”, по-своему пропагандирующего и, увы, весьма успешно внедряющего в человеческое сознание “образ жизни”, чуждый и стратегическим идеалам, и традиционной этике национального опыта. Так, к примеру, исследования специалистов неопровержимо доказывают, что психика ребенка, выросшего пусть с игрушечным, но все же с оружием в руках, заметно отличается драчливостью, амбициозностью, агрессивностью. Хотим мы того или нет, но получается, что с малых лет пестуется культ насилия. Замечу, кстати, то же входило и в задачу советской литературы, призванной воспитывать наших подростков и молодежь в героико-патриотическом духе, в непримиримом и беспощадном отношении к заклятым врагам социализма. В чем все-таки разница? В принципе, ее и нет. Там, где в основу воспитания положено убийство, под каким бы соусом оно ни подавалось, получим либо камикадзе, либо Джеймса Бонда.- Шаханов: В книге-диалоге с японским мыслителем Д.Икэдой Вы, говоря о мрачной физиономии наступивших времен, предупреждаете: “Каждая семья должна быть готова защитить своих детей от какой бы то ни было идеологической агрессии.” Услышим ли? Поймем ли? К сожалению, многие родители вместо того, чтобы распознать сигнал и приготовиться к действию, подобно безоглядному мустангеру, взяв курс на неразличимый глазом ориентир, мчатся и мчатся вперед...Когда-то в Испании мне довелось услышать мнение одного писателя о Советском Союзе: “Большевики пришли к власти в стране путем садизма и кровопролития. Это отягчающее обстоятельство не может не отбрасывать тень на будущее поколений - тех, на чьих глазах это творилось, и тех, кто узнает об этом из книг”. Отзвук этих слов впоследствии многие годы оставался во мне.- Айтматов: С этим нельзя не согласиться. Кризис гуманизма в мире - очевидный факт, кстати, начавшийся значительно раньше и причины которого требуют отдельного разговора.Думаю, стоит коснуться этой проблемы несколько подробнее, ибо никто не станет спорить, что, прежде чем выяснять, как защищать природу, избавляться от голода, войн, бедствий технической цивилизации и т.п., нужно понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и сознающим, то есть совестливым. Некий разум в той или иной мере присущ и животным. Совесть и сознание присущи только человеку. Теперь же скажу только, целиком разделяя точку зрения выдающихся западных мыслителей-гуманистов, что самая страшная из грозящих нам катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобная угроза физического уничтожения человечества (а, может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке, катастрофа, означающая, что человек не состоялся... - Шаханов: ... Или “состоялся” в нечеловеческом образе? - Айтматов: И то и другое одинаково страшно. Но давай вернемся к тому, что глубоко задело тебя, - к словам испанского писателя, проницательно, на мой взгляд, угадавшего природу большевизма. И шире - суть всякого рода тоталитаризма, где бы он ни пустил свои ядовитые корни. Теперь есть смысл сосредоточить внимание на проблеме: каковы предпосылки и движущие мотивы садизма — откуда и почему он возник, каково его влияние на нравственное состояние общества и какие последствия этого можно еще ожидать?.. Может быть, не все знают, что означает “садизм”. Обратимся к словарю иностранных слов. Смысл этого термина, названного по имени французского писателя Маркиза де Сада (1740 - 1814), означает половое извращение, при котором полное удовлетворение достигается при условии причинения партнеру физической боли, а также ненормальная страсть к жестокостям, наслаждение чужими страданиями.К этому стоит добавить, что ученые различают садизм, связанный с дефектами наследственности; садизм как проявление психической болезни, а равно и результат наркомании и алкоголизма; садизм, обусловленный резкими потрясениями социальной жизни. Не пренебрегая двумя первыми причинами, особо приглядимся к третьей - социальной. Тебя не удивляет, что де Сад считал себя убежденным республиканцем? - Шаханов: Гм! Как сказать... - Айтматов: В какой-то книге я встретил прелюбопытную мысль о том, какой уникальный вывод сделал маркиз де Сад из опыта Французской революции... - Шаханов: Интересно! Какой же? - Айтматов: А вот: ни одно преступление против человечества в режиме революции не может быть осуждено, потому что при этом режиме преступление становится нормой.- Шаханов: Хитер! - Айтматов: Да уж, скажу. Но вернее, в изворотливости и изощренности ума ему не откажешь.Полная скандальных интриг и пикантных подробностей интимная жизнь де Сада, перекочевывая в его романы, послужила апологией идеи изощренной жестокости. Примечательно, что корень зла и причины собственной развращенности сам маркиз усматривал в пороках своего времени. Время же это протекало под знаком катастрофы, потому как закатившееся солнце французской аристократии оставило дворянство без былой власти и могущества, тем самым ввергнув его в упадок, разброд и нравственное разложение. Из всех былых привилегий уцелела единственная — право борьбы за сохранение имиджа феодала-деспота, вольного действовать в постели, как ему вздумается, по весьма привлекательному принципу: “Каждый мужчина в постели — тиран”. - Шаханов: Примерив на любовном ложе скипетр тирана, и испробовав его в действии, маркиз де Сад перестает различать удовольствие и страдание. Посещая бордель, он берет в руки плетку и, забив до полусмерти партнерш, принимается сечь себя. «Я окончательно убежден, сколь безбрежное наслаждение доставляет сия процедура», вновь и вновь фиксирует он свои впечатления. Но ни одно зло не остается безнаказанным, и рано или поздно придет расплата за содеянное зло. Вот и жизнь маркиза де Сада состояла из сплошных мытарств. Его неоднократно сажают в тюрьму, подвергают преследованиям. Переполошив всю страну, маньяк совершает вынужденное бегство в Италию. Современники так писали о нем: “7 сентября 1778 года итальянцы как дикого зверя посадили де Сада в железную клетку, после чего он был доставлен и брошен в Венсен”. - Айтматов: Вот каким образом личные неурядицы, жестокость нравов и кровожадная невоздержанность маркиза де Сада нашли воплощение в его творчестве. Самое же огорчительное в том, что все эти кошмары он живописует без тени отвращения, с каким-то небывалым энтузиазмом. Воспевающие зло книги де Сада, который сам в свой адрес не слышал ничего, кроме проклятий, и сам же себе вынесший перед смертью суровый приговор: “... даже от могилы моей не останется и следа и не смею сомневаться, что всякие воспоминания обо мне сотрутся в людской памяти...”’, — в наши дни переводятся на многие языки и издаются во всем мире миллионными тиражами. Это тупик. - Шаханов: Ничего, кроме анафемы, не заслуживают опустошающие душу картины беспредельного озверения в сочинениях де Сада: человек, насилующий собственную мать, маньяк-отец, до тайников вылизывающий тело собственной дочери-сожительницы... Читать об этом — пытка. И, тем не менее, много жаждущих читать эти книги. - Айтматов: Хотел бы я из любопытства прочитать, появись такое сочинение, скажем, о грязных и гнусных похождениях Берии? Скажу честно: нет! Для жаждущих с избытком подобной литературы, которой ныне завалены книжные торжища. Кто авторы этих опусов? Черт их знает. Одно несомненно - это нечистоплотные дельцы от ‘”литературы”, получившие, увы, полную свободу изливаться в своих низменных желаниях на потребу невзыскательному читателю. Для подобных, с позволения сказать, людей нет ничего святого. Вот тебе оборотная сторона демократии! - Шаханов: Недавно во “Всемирных новостях” я вычитал объявление следующего содержания: “Мне 37 лет. Высокий, стройный, симпатичный. Буду рад знакомству с женщинами или девушками, которые испытывают наслаждение от побоев и предпочитают в качестве прелюдии к половому акту физическое истязание с помощью ремня или плетки. Не исключена возможность обмена... ролями...”. И тогда мне припомнился эпизод с одной женщиной, странное поведение которой, помнится, в ту пору сильно изменило мое юношеское мироощущение. Миловидная молодая женщина из нашего аула, обычно мирная и тихая в домашних заботах, вдруг ни с того ни с сего начинала бесноваться и публично демонстрировать норов. При всем народе и без видимого на то повода она принималась задираться до мужа, костить его на чем свет стоит и безудержно скандалить. Наступал момент, когда выведенный из терпения супруг бросался “выколачивать из нее чертенят”. Сердобольные соседи потом приходили увещевать: “Бедняжка, на тебе ведь живого места не осталось. Бросай свои сумасбродные выходки”... И тогда женщина отвечала: — А когда бьет, вся спина наливается радостью, ой, хорошо мне, словно заново родилась!..“Как же так, - недоумевал я тогда, - разве это возможно - получать удовольствие, когда тебя избивают?..” Потом я узнал слово “мазохизм”. И понял, что это - одна из трудноразрешимых загадок человеческой психологии. Существует какая-то потаенная связь между мотивами де Сада и историей аульчанки, взявшей себе в привычку напрашиваться на супружескую экзекуцию (к тому же оборачивающуюся для нее на поверку всего-навсего оздоровительной и укрепляющей процедурой). Как знать, может стоит отнести подобную версию к разряду специфических ощущений “вылазки за пределы стандартного состояния?”- Айтматов: Мало ли в истории происшествий, от которых волосы встают дыбом? Возьмем, к примеру, жившую в XVII веке женщину-кровопийцу, венгерскую графиню Елизавету Батори. Эта благородная особа отличалась “хорошей манерой” принимать ванны, наполненные свежей кровью специально убитых для этого девушек. В момент кровавых купаний дама ощущала себя самой счастливой женщиной... Приятное воспринималось еще и как полезное — из соображения, что юная кровь якобы благоприятствует красоте. Злодейка пожертвовала жизнями 650 крестьянских дочерей... Западный ум, разрушивший традиционные ценности и под знаком научного эксперимента (на заре века) анатомировавший и систематизировавший “трехмерный мир”, обратился затем к изнанке бытия, к темной, “обратной стороне” человеческой природы и мира. Все запретное, необычное, неизвестное привлекает его больное внимание, а привычное и традиционное, “положительное” утратило всякий интерес и ценность. Эта фундаментальная установка европейского сознания определила общую атмосферу и культурную ориентацию Запада конца XX столетия... Истоки садизма коренятся в глубинных бессознательных импульсах, и западная психоаналитическая наука достигла определенных результатов в исследовании этого феномена. Европейская же культура по сей день петляет по кругам ада, не в силах преодолеть горгоническое притяжение разрушительных соблазнов и идей... Восточный же опыт преодоления этой проблемы не всегда применим к западному сознанию, чуждому метафизике и основанному на рациональной ментальности, хотя Запад и стоит на пороге открытия метаисторической реальности и методов ее постижения... - Шаханов: Если верить ученым, то за последние 30 тысячелетий человеческий мозг не претерпел существенных изменений. Сам по себе этот постулат содержит немало информации к размышлению и поводов к дискуссии. Если чьи-либо предки были философами и аристократами, либо, напротив, вампирами и прохиндеями, то ожидать ли их рецидивов в седьмом (а то и меньше) колене? Означает ли это, что белая магия добрых и черная магия злых однажды и на всю жизнь фатально предопределит сознание индивидуума, его характер, темперамент, поведение, установки, привычки и правила?.. Не так давно весьма мрачное впечатление произвела на меня газетная публикация об особо опасном “хобби” одного школьника. Непревзойденный в классе умница и безупречный отличник, мальчик с непосредственностью юного натуралиста... пытал и казнил собак и кошек, получая при этом огромное и, судя по всему, неподдельное наслаждение. Попался на пути склад, и отважный живодер не преминул пустить в него красного петуха. Сбежавшись на пожар, люди принялись кто тушить, кто кричать от горя. Мальчик же отдыхал душой и не мог налюбоваться зрелищем. Временами, увлекаемый какой-то неведомой силой, он шел на кладбище и крушил надгробия. Не довольствуясь этим, вскрывал могилы и измывался над трупами. Родители долгое время пребывали в неведении о проделках сына-тихушника. Однажды вечером он появился на пороге испачканный в пыли и глине. И когда спросили, откуда он и что у него за вид, он ответил звенящим от эйфории тоном: «Выкапывал и мучил мертвецов». Как видим, в нашу с вами жизнь вошел без стука еще один вурдалак, у которого, в отличие от недоброй памяти Чикатило, все еще впереди. - Айтматов: Возможно (да и скорее всего!), он никоим образом не подозревал ни о существовании маркиза де Сада, ни вообще о садизме. Тем более не собирался сочинять романов о своих изуверских преступлениях. Но в том, что он совершал именно преступления, надеюсь, вполне отдавал себе отчет. О чем сие говорит? Зверство, живущее в человеке, родилось раньше нас. Вопрос: в ком и почему оно проявляется?
|