Газета «Наш Мир»
Минувшая ночь стала для множества европейцев бессонной: миллионы жителей стран Евросоюза напряженно следили за исходом президентских выборов в США. Согласно социологическим опросам, абсолютное большинство европейцев надеялись на победу Барака Обамы. Теперь, когда их надежды сбылись, «обамомания» забушевала в Евросоюзе с новой силой.
Барак Обама впервые пожаловал в Европу минувшим летом, сразу после победы в «праймериз» над Хилари Клинтон, когда он еще даже не считался официальным кандидатом на пост президента США. Наверное, именно поэтому многие представители руководств тех стран, которые он посетил, не торопились одаривать чернокожего кандидата аудиенциями. Иное дело – простые, не облеченные государственной властью европейцы. Турне Обамы по странам Западной Европы превратилось в настоящее триумфальное шествие. Со стороны можно было предположить, что ЕС посетил вступивший в должность новый американский президент. Именно с этого момента европейские политологи и начали отсчет существования явления, прозванного ими «обамоманией».
После визита Барака Обамы в ФРГ, Францию и Великобританию стало ясно: большинство европейцев души не чают в чернокожем кандидате. Каждый его шаг становился известным в ЕС, каждый успех вызывал бурю восторга. Согласно социологическим опросам, более 75% жителей Западной Европы желали победы Бараку Обаме, а многие из них одними лишь благими пожеланиями не ограничились: по официальным сведениям предвыборного штаба демократов, из стран Западной Европы в избирательный фонд Барака Обамы из Европы поступило около 200 млн евро пожертвований. Это почти четверть общей суммы, потраченной демократами на предвыборную кампанию. Если сравнить ее с деньгами, которые получил из Европы Джон Маккейн (около 6 млн евро), то станет предельно ясно, на чей успех надеялись европейцы.
Впрочем, следует заметить, что в странах Восточной Европы, принадлежащих к Евросоюзу, ситуация несколько иная: здесь большинство поддерживало Джона Маккейна. Социологи объясняют это тем, что у Польши, Чехии и стран Балтии сложились с нынешней администрацией Белого Дома весьма дружественные отношения. Именно с Джорджем Бушем они связывают свое успешное вступление как в НАТО, так и собственно в Евросоюз. Западные европейцы Бушу ничем не обязаны, так что их пристрастия определяются иными критериями.
При этом многие политологи обращают внимание на определенный парадокс в симпатиях западных европейцев. Во-первых, Джон Маккейн гораздо лучше разбирается как в хитросплетениях внутриевропейской политики, так и в сложных отношений между США и Евросоюзом – в отличие от победителя американского избирательного марафона, Барака Обамы. Тот попал в Европу впервые и немедленно пообещал европейцам «возобновление старых союзов, новое начало и совместную работу». Во-вторых же, экспертов весьма настораживают сами обещания Обамы, адресованные европейцам: по их мнению, «совместная работа» вполне может означать нечто, похожее на знаменитую фразу кота Матроскина: «Совместный труд для моей пользы – он объединяет!».
Американцам Барак Обама обещал снять с их плеч бремя двух войн – афганской и иракской. Однако сами войны при этом не исчезнут по мановению его руки. Значит, снятую с американских налогоплательщиков тяжесть придется переложить на кого-нибудь другого – и можно себе представить, на кого именно. На европейских друзей, которым была обещана «совместная работа». Недаром чуть ли не одновременно с поздравлениями в адрес избранного 44-го президента США министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в интервью пояснил, что Германия не намерена расширять свое военное присутствие где бы то ни было – ни в Афганистане, ни в Косово, ни в Африке.
Примерно такое же заявление сделал и президент Франции Николя Саркози. Первым в Европе поздравив теперь уже своего коллегу-президента Барака Обаму с блестящей, как он выразился, победой, он в тот же день поспешил заверить французов в том, что не собирается подменять американские войска в Афганистане французскими частями. Собственно, ни немцев, ни французов об этом еще никто официально не просил, однако сами заявления о многом говорят.
К слову, из трех иностранных государственных деятелей, первыми поздравивших Барака Обаму с победой на выборах, двое – европейцы. Поздравление от Николя Саркози поступило в шесть утра по среднеевропейскому времени, всего лишь на полчаса отстал президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. В мире их опередил лишь один человек: Лоран-Дезире Кабила, президент Кении – страны, из которой когда-то сломя голову бежал в США отец Барака Обамы. Теперь Кабила надеется, что новый президент США поможет материально своей «исторической родине».
И все же причины общеевропейской любви к Бараку Обаме более-менее понятны. Так же, как и американцы, европейцы надеются, что эра Буша, ознаменовавшаяся бездарными действиями, последствия которых теперь приходится расхлебывать не только Америке, но и Европе, и принесшая миру невиданный со времен Великой Депрессии финансовый кризис, теперь окончательно завершена. С именем Обамы европейцы так же, как и американцы, связывают надежду на обновление и новое начало. Оправдаются ли их надежды – покажет ближайшее будущее.
|