Газета «Наш Мир»
Старая больная негритянка, страдающая лишним весом и гомосексуальными наклонностями, это не только, согласно популярному анекдоту, самая защищенная в гражданском отношении жительница США. Это еще и собирательный образ электората Барака Обамы в президентской кампании-2008. Остается добавить: редко посещающая церковь. Либо не посещающая вовсе. Либо активистка неохаризматической общины с сектантским уклоном.
Религиозный фактор в электоральных предпочтениях американцев всегда был и остается излюбленным предметом анализа социологов. Есть что исследовать: религиозные убеждения жителей Соединенных Штатов традиционно четко коррелируют с их политическим выбором, за редкими исключениями. Среднестатистические американцы в большинстве своем следят за предвыборной гонкой, оценивают конкурентов, превращаются в посетителей многотысячных стадионов для встречи с потенциальными лидерами страны с той же истовостью, с какой посещают воскресные проповеди в церкви родного городка и учат библейские псалмы для семейного ужина на День благодарения. Агитационная кампания как республиканцев, так и демократов волей-неволей превращается в мероприятие почти религиозного характера: кандидат-проповедник с признаками мессии рисует идеалы светлого и близкого будущего, вдохновенная толпа внимает в бурном, почти молитвенном экстазе. Выборы президента – это гражданская религия США в действии, и политтехнолог, который проигнорирует ее при разработке стратегии избирательной кампании, будет немедленно дисквалифицирован.
К сентябрю расклад предвыборных предпочтений основных групп верующих американцев стал уже окончательно ясен. Его основные черты сформировались еще на предыдущих выборах, и, как показали соцопросы, за минувшие четыре года в политических установках религиозных граждан США мало что изменилось. Базу сторонников республиканца Джона Маккейна составили белые протестанты, для которых немыслимо пропустить еженедельное богослужение в своем приходе. В сентябре 65% таких верующих намеревались голосовать за въетнамского ветерана, по данным "Gallup" и 74% – по данным "Pew Forum". Евангелисты, для которых достаточно посещения службы раз в месяц, также склонялись отдать голоса за Дж.Маккейна (50% и 54% соответственно). Весьма выигрышный показатель, с учетом того, что эта группа, несмотря ни на что, продолжает оставаться американским большинством.
Джордж Буш-младший в 2004 году, однако, имел в этой среде больший успех – за него проголосовало 82% самых религиозно дисциплинированных белых протестантов и 72% тех, кто посещает церковь ежемесячно, согласно данным Национального предвыборного опроса. Тем не менее и на выборах-2008 фактор приходской активности (worship service attendance) играет важную роль для наблюдения за избирателями – по мнению ведущего аналитика исследовательского центра Pew Forum Джона Грина, более важную, чем разделенность по гендерному либо имущественному признаку. Ведь белые протестанты, почти не посещающие церковь, несмотря на формальную религиозную принадлежность, склонны голосовать за демократов – и четыре года назад, и сейчас.
Чью еще поддержку удалось снискать Маккейну на финишной прямой, с марта по октябрь? Более-менее с его кандидатурой готовы были согласиться белые католики, другая группа американских консерваторов, впрочем, в отличие от протестантов, никогда не знающая, кто им больше по нраву, "ослы" или "слоны". Американские католики (23% населения страны, 65% от этого числа – белые), по словам президента Католической лиги за религиозные и гражданские права Уильяма Донахью, всегда были "политическими бомжами" – с 1972 года они четырежды голосовали за демократов и пять раз за республиканцев. В 2004 году католики предпочли католика же Керри, "заигрывавшего" с геями и феминистками, методисту Бушу, давившему на кнопку "традиционные ценности", и за несколько месяцев до 4 ноября 2008 года готовы были продолжать поддерживать республиканцев – 46% католических верующих нравился Маккейн ("Pew Forum"). Последний приложил немало усилий для завоевания их голосов, объединив среди прочего 100 известных американских католиков в национальный комитет "Католики за Маккейна" с двумя пафосными сенаторами во главе.
Но, несомненно, в данной избирательной гонке этнический фактор мотивации перехлестнул религиозный (показательно, что кенийская бабушка Обамы была одним из самых популярных и упоминаемых в СМИ персонажей предвыборной кампании). Более 90% протестантов-афроамериканцев (а негры в США – в основном члены протестантских деноминаций) с самого начала гонки однозначно поддерживали сенатора от Иллинойса. За него же готовы были проголосовать и католики латиноамериканского происхождения: согласно октябрьскому опросу "Gallup", 65% против 26% сторонников Маккейна.
Вслед за ними выстроились и прочие представители религиозно-этнических групп, так или иначе попадающих в статус меньшинств по отношению к WASP. Мусульмане (от 0,6% до 1,3% населения США), с 2004 года отвернувшиеся от республиканцев за антиисламскую риторику Буша, появление Обамы на политической арене страны встретили с приязнью – возможно, даже большей, чем хотелось бы самому Обаме. На протяжении всего 2008 года кандидату-демократу приходилось публично открещиваться от подозрений в "криптоисламе", просить лидера радикальной организации "Нация ислама" Луиса Фаррахана попридержать свои горячие обещания поддержки и обвинять Маккейна в черном пиаре против него с использованием "исламских технологий" – но реноме его уже успело сформироваться. В сентябре 13% американцев считали Обаму мусульманином, причем эта цифра успела вырасти за полгода на три процента ("Pew Forum"). Что, впрочем, не помешало избирателям-иудеям (1,7% населения США) остаться верными своей традиции поддерживать кандидата от демократов – более половины американских евреев склонялись именно к такому выбору.
Ну и, наконец, электорат Обамы – это формально верующие американцы, не находящие в своей повседневной жизни места для молитвы и посещения богослужений, и открытые атеисты. Также стратегически важный для политической борьбы пласт населения – ведь, согласно опросам, более 16% американцев не ассоциируют себя ни с какой религией. По различным подсчетам, от 56% до 69% таких "латентных" верующих и еще больший процент участников разнообразных неорелигиозных групп и сектантских образований проголосуют за Барака Обаму.
Кандидат от демократов, конечно, пытался совмещать – учитывать пестроту и разнообразие запросов масс и работать на несколько фронтов. Он публично откровенничал о своем личном религиозном опыте в "Объединенной церкви Христа", утверждал, что политическая история Америки не состоялась бы без религии, призывал не отделять работу от веры – словом, вел себя, по мнению некоторых экспертов, в рамках новой электоральной тактики демократов, которым надоел имидж "партии вне религии". Обама достиг успехов: к августу уже 38% американцев соглашались с тем, что для Демократической партии религиозная тематика важна (в 2006 году таковых было лишь 26%). В то же время Барак Обама возражает против конституционного запрета гей-браков, считает сексуальное воспитание в школах правильной мерой против абортов и готов ослабить федеральные меры против эмбриональных исследований. Словом, движется в русле демократической логики, либеральной по своему существу в ряде дискуссионных для американского общества вопросов.
Итог – меньшинства за Обаму. Меньшинства Америки – религиозные, национальные, сексуальные – в своем едином политическом действии образуют авторитетную электоральную силу, которая обеспечивает демократическому кандидату отрыв от конкурента. Это – современное лицо гражданского общества США, и это не лицо белого англосаксонского протестанта.
|