Газета «Наш
Мир» 8 ноября на испытаниях в Японском море на полигоне Тихоокеанского флота на атомной подводной лодке проекта 971 класс «Щука-Б» (Akula по западной классификации) бортовой номер К-152 «Нерпа» произошло ЧП. На глубине 80 метров в первом и втором отсеках субмарины несанкционированно сработала система пожаротушения, что привело к гибели 20 человек и отравлению газом фреоном (он используется в этой системе для подавления кислорода) еще 21 военнослужащего и гражданских специалистов.
Авария унесла жизни трех офицеров из экипажа субмарины и семнадцати инженеров, техников и рабочих Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре, где делали лодку, дальневосточного завода «Восток» и судоремонтного завода из города Большой Камень, где АПЛ временно базировалась. Всего на лодке было в момент аварии 208 человек. Из них 81 – члены экипажа.
На АПЛ с бортовым номером К-152 работает следственная комиссия, в составе которой специально прилетевшие их Москвы на Дальний Восток специалисты Главной военной прокуратуры, Главного штаба ВМФ и оборонной промышленности. Там же находится и главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. Пока комиссия обнародовала только причины смерти людей – отравление газом фреоном. И подтвердила первоначальную версию о несанкционированном срабатывании системы пожаротушения. Но ответа на вопрос – почему сработала эта система? как случилось, что люди, которые обязаны были уметь защитить свою жизнь и здоровье при ее срабатывании, судя по трагическим результатам ЧП, этого не сделали? – остается открытым.
Попробуем ответить на него мы, оговорившись, естественно, что это, конечно, версии. А точку в расследовании могут поставить только выводы государственной комиссии. Да и то при том условии, если они всех устроят. А такое случается не часто. О причинах трагедии АПЛ «Курск», которая произошла в августе 2000 года, спорят до сих пор.
Что же могло привести к несанкционированному срабатыванию системы пожаротушения? Оглашая промежуточные результаты следствия, Как пишет «КоммерсантЪ, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев подчеркнул, что признаков человеческого фактора в качестве причины произошедшего не обнаружено. "На корабле была смонтирована новейшая система пожаротушения, сигнал на которую подается через компьютер. По данным расследования, вмешательства человека в работу системы не обнаружено", - отметил он. Как пояснил губернатор, данная автоматизированная система пожаротушения применяется на АПЛ впервые.
Впрочем, мнение губернатора до окончания расследования, всего лишь версия. Основных причин может быть, как минимум, две. Одна из них – технологическая. Плохая настройка самой системы (она называется ЛОХ – лодочная объемная химическая) и ошибки в ее программировании. Установленная на К-152 модернизированная система должна автоматически срабатывать при задымлении в отсеке или резком повышении в нем температуры воздуха. При этом, как минимум, сообщить о своем срабатывании громким и протяжным сигналом, чтобы люди смогли быстро надеть ПДА (портативные дыхательные аппараты, очень похожие на противогазы), которые каждый подводник, вне зависимости от воинского звания и должности, которую он занимает на корабле, должен постоянно носить на себе.
Вторую причину можно назвать человеческим фактором. Не исключено, что кто-то в отсеке закурил или зажег спичку рядом с датчиком системы. Что задымила замасленная ветошь, на которую попали капли кислоты… Причин может быть достаточно много. Все сразу перечислить трудно. В основе их лежит нарушение воинской и трудовой дисциплины, правил пребывания и организации работы на таких опасных во всех отношениях кораблях, как АПЛ, а еще халатность или, говоря другими, но точными словами, обычное разгильдяйство. Но главное – основная причина смерти людей, а это в основном работники оборонной промышленности (лодка проходила заводские испытания и еще не была принята в состав ВМФ), видимо, была в том, что им не хватило ПДА (такое может случиться, ибо комплект портативных дыхательных аппаратов обычно рассчитан только на штатную команду субмарины, которая насчитывает 70-80 человек) или эти ПДА не были подогнаны индивидуально на каждого человека, который находился в момент ЧП на АПЛ.
Резонно предположить, что перед погрузкой в субмарину гражданские люди не прошли «обкуривание» со своими ПДА в специальной камере, где можно было выяснить степень прилегания резиновой маски противогаза к лицу и изолированность систем дыхания от внешнего воздействия. Кроме того, видимо, заводские работники не участвовали в постоянных тренировках «в борьбе за живучесть», которые являются обязательным условием для экипажа любой субмарины. Особенно после долгих стоянок в базе или возвращения из отпуска. Одевание ПДА должно проходить в считанные секунды, автоматически. Это как раз и является гарантией выживания людей при задымлении отсека или при быстром заполнения его водой. Тем более, что при этом отсек по законам подводников должен быть мгновенно загерметизирован изнутри или снаружи. Несмотря ни на что.
Подчеркнем, все это версии, которые требуют обстоятельного и аргументированного подтверждения или опровержения. По крайней мере, ни одна комиссия мимо них пройти не должна. Их необходимо будет осмыслить. Хотя некоторые детали, связанные с ЧП на атомной подводной лодке 971 проекта класса «Щука-Б», вызывают сомнение в том, что что-то все-таки не останется в тайне. И связаны эти сомнения с тем, что ни главком ВМФ, ни его официальный представитель до сих пор ни разу не назвали точно ни класс «пострадавшей» АПЛ, ни номер ее проекта. Хотя вся эта «таинственность» представляет собой «секрет Полишинеля». Не так много атомных субмарин строится сегодня на российских судостроительных предприятиях, чтобы независимые специалисты и аналитики не догадались, какая именно из них проходит сейчас заводские испытания. Особенно в акватории Японского моря. Это и есть единственная лодка с бортовым номером К-152, что наконец-то, с 1991 года, достроена на Амурском судостроительном заводе.
А некая «таинственность» с ней объясняется тем, что эту АПЛ хочет взять в лизинг ВМС Индии. Переговоры об этом высокопоставленных индийских адмиралов со своими российскими коллегами, да и с представителями промышленности идут не один год. Даже достройка «Щуки-Б», которую в середине девяностых годов прошлого века собирались разрезать «на иголки» из-за отсутствия денег на ее доводку, тоже произошла по настоянию Дели. Некоторые специалисты даже утверждают, что средства на ее достройку тоже выделили индийцы. Даже имя они ей придумали «Чакра-II» («Чакрой-I» была аналогичная лодка, которую Дели брал в аренду у СССР в конце восьмидесятых годов прошлого века). Новый корабль, вооруженный ракетами-торпедами, представители субконтинента хотят взять в лизинг с последующим выкупом. Хотя официально эту перспективу отечественные экспортеры вооружений отрицают. Видимо, не хотят раскрывать карты до заключения контракта.
Теперь после ЧП с гибелью людей на АПЛ, несмотря на то, что ни одна система корабля нисколько не пострадала, этот контракт может зависнуть. Причина - не только и не столько в чрезвычайном происшествии во время испытаний (они, в принципе, неизбежны, хотя и не с такими серьезными последствиями), а в цене лодки. Теперь люди из Дели постараются ее опустить до минимума, что они умеют делать блестяще. А этого никому не нужно. Ни в Москве, ни в Комсомольске-на-Амуре.
Вот такие еще одни неочевидные последствия может иметь история со «Щукой-Б» под бортовым номером К-152.
Никита Петров |