Газета «Наш
Мир» Министр внутренних дел Ирана недавно был уволен после того, как выяснилось, что оксфордский диплом, которым он так хвалился,- липовый. "Власть" решила собрать коллекцию нелепых причин, по которым министры теряют работу.
Министр фальшивого диплома
Какой бы ни была официальная мотивировка отстранения от должности министра внутренних дел Ирана Али Кордана, уволили его за ни на чем не основанную уверенность в том, что в Иране умнее его никого нет.
Али Кордан до самого последнего времени считался едва ли не единственным министром, имевшим ученую степень, присужденную университетом первой величины - Оксфордским. Его подвела говорливость. Еще в бытность простым профессором Тегеранского университета Кордан, по рассказам его учеников, любил вспоминать, как учился в престижном университете на берегах Темзы.
Пока он предавался воспоминаниям в стенах Тегеранского университета, это никого не волновало. Но летом этого года при утверждении в должности министра внутренних дел по представлению давнего приятеля, президента Махмуда Ахмади-Нежада, он рассказать ту же историю и членам парламентского комитета. Когда несколько парламентариев усомнились в его способности возглавить министерство, Кордан представил документ, доказывающий, как он сам заявил, что он почетный доктор юриспруденции Оксфордского университета. Для утверждения в должности этого оказалось достаточно. Кордан посчитал это хорошим знаком. И теперь уже везде стал рассказывать о своих особых отношениях с "одним из величайших учебных заведений мира - лондонским Оксфордским университетом". Именно так он его и называл, и именно из-за этого дипломом министра снова заинтересовались.
В отличие от Кордана в Иране даже студенты знают, что Оксфордский университет называется так исключительно потому, что находится в городе Оксфорде. Кордану снова начали задавать вопросы, отвечая на которые он представил журналистам документ, на котором и правда было написано, что "лондонский Оксфордский университет" сделал его почетным доктором. Неплохо понимавшие по-английски журналисты насчитали в документе с десяток грамматических ошибок. Запрос, сделанный в Оксфорд, подтвердил, что Оксфордский университет - один-единственный в мире и что ни один из его колледжей никогда не присуждал Кордану никаких степеней - ни почетных, ни обычных.
Некоторые парламентарии предложили Кордану добровольно подать в отставку. Однако это не входило ни в его собственные планы, ни, что самое главное, в планы его непосредственного начальника - президента Махмуда Ахмади-Нежада. Как говорят многие эксперты, Кордан был назначен министром внутренних дел именно потому, что президент хотел видеть на этом посту верного человека. Ведь министр не только занимается вопросами обеспечения безопасности страны, но и, что особенно важно для президента, отвечает за организацию президентских выборов. Следующие выборы должны состояться в июне 2009 года, и, учитывая общественные настроения в стране, теряющему популярность Ахмади-Нежаду просто необходимо, чтобы их организовывал человек, на которого можно положиться. Именно поэтому президент до самого последнего момента старался спасти своего министра. Дошло даже до того, что высокопоставленный чиновник президентской администрации был отправлен в парламент с кучей наличности для подкупа депутатов. Посыльного разоблачили, парламент проголосовал за отстранение Кордана от должности, а Ахмади-Нежад остался без верного министра.
Министр образования сына
Опасности подстерегают министров не только в виде фальшивых дипломов. Как выяснила "Власть", потерять должность можно и многими другими способами. Грек Саввас Цитуридис не один, а два раза лишался министерского поста из-за того, что его противники называли нарушением этических норм. Первый раз это случилось в 2004 году, когда Цитуридис занимал пост министра сельского хозяйства страны. У него был сын, который учился в одном из провинциальных греческих университетов. Однако любящий отец желал, чтобы юноша получил лучшее в Греции образование. С помощью двух-трех звонков Цитуридис добился перевода сына в Афинский университет. При этом он даже не слишком пользовался служебным положением - куда важнее для тех, кто оказывал ему эту услугу, была близкая дружба министра с премьер-министром страны Костасом Караманлисом. Когда о переводе Цитуридиса-младшего узнали газетчики и оппозиция, министру пришлось подать в отставку. Однако менее чем через два года он снова вошел в кабинет Караманлиса - уже в качестве министра труда. Вскоре греческие журналисты выяснили, что в результате проведенной в министерстве труда реформы контроль за государственными пенсионными фондами был передан политическим назначенцам Караманлиса, а руководить ими министр поручил человеку, в отношении которого прокуратура страны вела расследование в связи с обвинениями в биржевых махинациях. Цитуридису пришлось подать в отставку снова и на этот раз, похоже, навсегда оставить политическую карьеру.
Министр покупательной способности
Прежние заслуги, политический вес и даже очевидная несерьезность обвинений не всегда помогают министру сохранить пост. Типичный пример - скандальная история с отставкой Моны Салин, заместителя премьер-министра Швеции, имевшей блестящие шансы стать первой женщиной-премьер-министром страны. В 1995 году в Швеции разразился грандиозный скандал. Газеты сообщили, что Мона Салин регулярно использовала в личных целях кредитную карту, которая была выдана ей правительством исключительно для служебных надобностей. Напрасно Салин говорила, что всякий раз, воспользовавшись картой, пополняла баланс из собственных средств и что вообще история с картой - недоразумение. Мол, рабочая и личная карты Салин выпущены одним банком и похожи как две капли воды. Она даже отправилась в суд, чтобы доказать свою невиновность. Но в ходе разбирательств выяснились и другие ее прегрешения. Например, Салин часто задерживала выплаты детскому саду, в который ходили ее дети. Салин подала в отставку с поста вице-премьера, сняла свою кандидатуру на выборах руководителя Социал-демократической партии Швеции и объявила, что уходит из политики. Правда, уже через пару лет она вернулась в правительство, а сейчас возглавляет партию социал-демократов, находящуюся в оппозиции. О своих мытарствах в связи с историей с платежными картами она написала книгу воспоминаний.
Министр служанки бывшей любовницы
Британские министры, как говорит один из местных обозревателей, вопреки сложившемуся представлению о них как о людях, держащихся за министерские портфели, "с абсурдной регулярностью" подают в отставку по самым нелепым, с точки зрения граждан других стран, причинам.
Дэвид Бланкетт был настоящей витриной лейбористской партии, примером того, каких высот может достичь лейборист. В кабинете Тони Блэра слепой от рождения и выросший в бедности Бланкетт занимал пост министра образования, а с 2001 по 2004 год - министра внутренних дел. Именно в это время и случился первый скандал. Как установили журналисты, он воспользовался возможностями министра внутренних дел, чтобы облегчить продление вида на жительство филиппинской служанке своей бывшей любовницы. Кроме того, он помог этой служанке получить и туристическую визу в Австрию. Бланкетт с позором ушел, хотя начатое расследование так и не пришло к однозначному выводу, что он действительно использовал служебное положение в личных целях. Возможно, говорили многие из его коллег, история со служанкой понадобилась министру, лишь чтобы вскрыть плохую работу британских иммиграционных властей.
Второй раз Бланкетт покинул кабинет в 2006 году, через год после назначения на пост министра труда и пенсионного обеспечения. Как выяснилось, за несколько месяцев до занятия должности он вошел в совет директоров одной частной компании и даже купил пакет ее акций на общую сумму £15 тыс. После выборов он ушел из совета директоров, но акции сохранил. Это было квалифицировано как конфликт интересов, поскольку компания намеревалась предложить свои услуги одному из ведомств, подчинявшихся министерству труда и пенсионного обеспечения. И хотя компания никаких заявок так и не подала, а Бланкетт в какой-то момент передал свои акции в доверительное управление, скандал был столь крупным, что ему пришлось подать в отставку.
Министр полулегальной иммиграции
Питер Мандельсон также покидал британское правительство дважды. Близкий друг и соратник Тони Блэра, Мандельсон занимал пост министра торговли и промышленности, когда разразился первый скандал. Как выяснилось, он купил дом на деньги, взятые в долг у приятеля, члена парламента от лейбористской партии Джеффри Робинсона. По правилам он должен был указать это в отчетности, однако не сделал этого. Мандельсон ушел в отставку, но уже через пару лет снова оказался членом правительства, получив пост министра по делам Северной Ирландии.
Поводом для второй вынужденной отставки стал разговор с одним из высокопоставленных чиновников министерства внутренних дел, в котором он просил оказать содействие в получении британского гражданства одному индийскому бизнесмену. Расследование показало, что ничего противозаконного Мандельсон не сделал. Он лишь поручился за человека, которого знал и который к тому же готов был оказать финансовую поддержку проекту "Купол тысячелетия" - любимому, но крайне неудачному начинанию Тони Блэра по строительству делового и культурного центра в Лондоне. Никакой личной выгоды от ходатайства Мандельсон не получил. Тем не менее он во второй раз ушел в отставку, по официальной версии - в связи с переходом на другую работу. Он вошел в состав Европейской комиссии и стал комиссаром по торговле. Его третье появление в правительстве произошло совсем недавно: новый премьер-министр Британии Гордон Браун назначил его министром по делам бизнеса и реформы контрольных органов.
Александр Изюмов
|