Газета «Наш Мир»
Никто не знает, насколько сильно зараза, поразившая Уолл-стрит, повлияет на остальную Америку, а также насколько глубокой или длительной будет рецессия, если она все-таки будет. С уверенностью можно сказать лишь, что одни регионы пострадают больше, чем другие. Пока экономика Юты - штата, известного тем, что там живут мормоны и что там есть живописные скалы, - выглядит необычайно здоровой. «У нас много поводов для гордости, - говорит губернатор штата Джон Хантсман. - Определенно больше, чем у многих наших соседей».
У Юты действительно больше поводов гордиться собой, чем у любого другого западного штата. В сентябре уровень безработицы составил здесь всего 3,5%, что в два раза меньше, чем в Калифорнии. По этому показателю штат стоит на втором месте в регионе - после богатого нефтью и газом Вайоминга. В сентябре Институт Милкена объявил все разрастающийся городок Прово, южнее Солт-Лейк-Сити, лучшим населенным пунктом США по объему высокотехнологичной продукции и по темпам роста занятости населения и заработной платы. Сам Солт-Лейк-Сити занял в этом рейтинге третье место.
Обычно не проходит и месяца без объявления о передислокации в Юту той или иной компании или о строительстве там новой фабрики. В штате произошел мини-бум полупроводниковой промышленности - отчасти благодаря дешевой электроэнергии, которая вырабатывается местными угольными электростанциями. До недавнего времени угасавший железнодорожный городишко Огден, расположенный к северу от Солт-Лейк-Сити, постепенно становится мировым центром производства снаряжения для зимних видов спорта. Майк Даус, который отвечает в компании Amer Sports за такие бренды, как Atomic и Salomon, называет три причины столь бурного развития: «горы, мэр и деньги».
Скалистые горы привлекают сюда молодых людей - любителей горнолыжного спорта. Мэр - Мэтью Годфри, отличающийся деловой хваткой и напором, зазвал в Огден несколько компаний (бывший директор химического завода г-н Хантсман тоже не упускает случая сделать рекламу штату). Деньги же поступают частично от города и частично от штата и предоставляются компаниям в виде пособий на передислокацию и налоговых льгот, нацеленных на создание высокооплачиваемых рабочих мест.
Рынок жилья Юты относительно здоров во многом благодаря тому, что не «перегрелся» в середине текущего десятилетия. В августе уровень продаж заложенных домов здесь был ниже среднего по стране. В штате Невада, что к западу от Юты, количество заявок на продажу заложенной недвижимости, по данным компании Realtytrac, было самым большим в США. На втором месте Калифорния, на третьем - Аризона. Крупнейшие города штата Колорадо, в том числе Денвер, буквально переполнены брошенными домами. Эти районы пострадали от резкого падения цен на недвижимость, сокращения потребительских расходов и роста безработицы среди строительных рабочих.
Другой, скрытый источник благосостояния штата - это сложившаяся там особая демографическая ситуация. Мормоны стараются рано обзаводиться семьями: женщины в Юте выходят замуж примерно в 22 года. Из этого следует, что «эхо-бум» - пик деторождения «бэби-бумерами» - произошел там не в 1990-е годы, как в остальных штатах Америки, а десятью годами раньше. Одна из причин роста безработицы в западных штатах заключается в том, что на рынок труда сейчас там вышло много молодых людей в возрасте до 20 лет. А в Юте таких, наоборот, мало, и гораздо больше квалифицированных работников, которым сегодня около тридцати или тридцать с небольшим. «Сейчас мы подготовлены к рецессии лучше, чем когда-либо», - говорит Пэм Перлич из Университета штата Юта.
«Культурный феномен», как бизнесмены из других штатов деликатно именуют мормонизм, тоже приносит определенную пользу. Проявляющийся практически во всем консерватизм жителей Юты способствует проведению властями стабильной и поддерживаемой всем обществом политики. В сентябре законодательному собранию штата понадобилось всего два дня для того, чтобы закрыть дыру в бюджете в размере 272 млн долларов. В Калифорнии же бюджет был подписан с опозданием на 85 дней. А политики Невады готовятся к тяжелой борьбе за бюджет в следующем году.
От мормонов с утра не разит перегаром, и они склонны оставаться на родине, а не гоняться за «длинным долларом» по другим штатам. Менеджер по подбору персонала для нового завода Procter & Gamble Мэтью Донтнайер видит в местных работниках только один минус: порой трудновато уговорить их работать по воскресеньям.
|