Газета «Наш Мир»
Под колесами финансового кризиса оказались японские, американские и европейские автоконцерны. Ford, GM и Chrysler попросили у властей США 50 миллиардов долларов на поддержку автопрома. Однако покупателей больше не становится. Автогиганты объявили о миллиардных убытках.
Бюджеты американской фабрики звезд во времена кризисов увеличиваются – это факт. Люди начинают ходить в кино. И… именно ходить. Машины постепенно из средства передвижения снова переходят в разряд роскоши. Слишком дорогой бензин. Американцы отказываются от так любимых ими больших авто – джипов и минивенов. Слишком уж они много "едят". Автопроизводители всех стран бьют тревогу.
Спрос на машины на крупнейшем мировом рынке – в Америке – в октябре сократился на треть. Такого не видели за последние 25 лет. Больше всех пострадал американский гигант General Motors. Мировой лидер по итогам прошлого года заявляет о падении продаж на 45%. Его обогнали в Америке только Porshe и Volvo с результатом более 50%. Продажи Chrysler упали на 35%. На 5% лучше дела у Ford. Население не спешит тратить.
"Я думаю, в общем и целом потребители сейчас очень осторожны. Они не верят, что в скором времени ситуация изменится в лучшую сторону, но их нельзя в этом винить. Дела действительно идут не лучшим образом", - рассуждает Алан Валдэс, аналитик Hillard&Lyons.
Октябрь стал худшим по продажам со времен Второй мировой войны, говорят аналитики компаний. General Motors и вовсе назвал свою ситуацию «ужасающей». Как результат, американские автогиганты просят у властей 50 миллиардов долларов в долг. Половину из них «детройтская тройка» собирается потратить на восстановление производства. Остальное - на повышение ликвидности. Скорее всего, они эти деньги в итоге получат. Ведь банкротство хотя бы одного из них означает как минимум, рост безработицы в стране – на 1%. Для слабой экономики Америки это страшная цифра. Впрочем, авто-проблема - не только в США – «плохой октябрь» накрыл все развитые автомобильные рынки мира.
В стране восходящего солнца продажи упали до рекордно низкой отметки. Такого спроса на машины не видели с 1968 года. Хуже всех дела у японского Nissan. Его продажи упали более чем на треть. Чуть меньше потери у Honda. Toyota объявила о сокращении продаж на 23%.
"Глобальный экономический кризис негативно влияет на реальную экономику. Автомобильный рынок – особенно в развитых странах отмечает существенное падение. Это крайне серьезная, неприятная ситуация", -отметил вице-президент Toyota Motor Corp. Митцуо Киношита.
Аналитики признают: в ближайшем будущем рассчитывать на разворот тенденции не приходится. До тех пор, пока финансовая система не придет в себя. А пока потребители не спешат покупать подорожавшие в обслуживании машины. Банки неохотно выдают автокредиты населению. Да и отношения между банками, автопроизводителями и их дилерами оставляют желать лучшего.
Пока лучше всех выглядит Европа. Но и в Старом Свете продажи авто падают. В Германии и Франции – на 7-10%, в Италии – на 19%. Самые плохие данные приходят из Испании. Там продажи рухнули на 40%. BMW заявляет о падении спроса более чем на 5%, Mercedes – на 6%. Французы потеряли больше всех – 17%.
Справедливости ради – в отчетах мировых автоконцернов убытки не значатся. В прогнозах – пока только падение прибыли. Однако эксперты мрачно признают: дна пока не видно. А это значит, что если спад на ключевых рынках продолжится и дальше, то мир не досчитается многих именитых брендов. Под угрозой американские Buick, Lincoln и Hummer. Европейцы с опаской смотрят в будущее Alfa-Romeo, Jaguar и Land Rover. А в Азии в зоне риска - Subaru и Mazda. Поэтому автоконцерны активизируются на развивающихся рынках. В России, к примеру, строят заводы. И одновременно концентрируются на создании более бюджетных авто.
"Многие автомобильные компании будут производить более дешевые машины. В Великобритании уже можно купить новое авто за три-четыре тысячи фунтов стерлингов. Продажа недорогих машин должна помочь индустрии подняться. Более дешевые сделки и экономия денег – вот, что нужно. Если и другие будут действовать в этом направлении, ситуация улучшится", - заявляет аналитик по рынку CMC Markets Джеймс Хьюз.
Люди знающие уже провели аналогии с 70-ми годами. Когда после нефтяного кризиса в Америке произошел быстрый закат "романтической эпохи" 60-х, и пришла эра азиатских производителей. Куда ситуация вырулит на этот раз, сказать сложно. Во всяком случае, автомобильный мир после кризиса уже не будет прежним.
|