Газета «Наш Мир» Ровно 20 лет назад, 15 ноября 1988 года, многоразовый космический
корабль «Буран», стартовав c космодрома Байконур, дважды обогнул
планету и приземлился на специальном аэродроме. Полёт
проходил без экипажа, полностью в автоматическом режиме - и это одно из
отличий от аналогичных американских кораблей, которые могут совершать
посадку только на ручном управлении. Автором идеи такого полёта
и идеологии «Бурана» в целом был Валерий Бурдаков - в то время
начальник отдела НПО «Энергия», а ныне профессор, доктор технических
наук и руководитель отделения Академии инженерных наук. Сегодня он
вспоминает о тех событиях. Звёздные войны? -
«Буран» стал самой сложной машиной (а правильнее - машинным
организмом), созданным за всю историю человечества. До него лидером был
американский челнок «Спейс Шаттл». Обе эти машины опередили своё время.
Предполагалось, что противостояние СССР и США непременно переместится
на земную орбиту. Когда поднялась шумиха вокруг работ по
созданию многоразового космического корабля в США, вопрос о том, надо
или не надо делать такой же у нас, ещё не был решён. Но так называемая
«служба № 16» под руководством И. Н. Садовского уже была сформирована.
В её задачу входило отслеживание работ по американскому челноку. Мы
занимались переводами, научным редактированием и изданием «букварей» по
шаттлу, а сами без лишнего шума работали над собственным вариантом
корабля. И вот «Основные положения», которые мы скромно называли
технической справкой, были готовы. Дело оставалось за малым - получить
утверждающую подпись у генерального конструктора НПО «Энергия» Глушко. В
этом и была основная трудность: Валентин Петрович всюду твердил, что
предприятие заниматься челноком не будет. Кто пойдёт к нему за
подписью? Все отказывались, не хотели умирать героями. В итоге героем
назначили меня - дали множество напутствий и отправили совершать
подвиг. Я решил использовать чувство юмора, характерное для одессита
Глушко (как и для одессита Королёва, который учил нас, как применять
это оружие при необходимости), и не ошибся. Смысл нашей получасовой
беседы - тема отдельного юмористического рассказа, но справка была
утверждена. «Щас разобьётся!» Те, кто полагал,
что никакого челнока нам не создать, оказались неправы. Прошли десятки
совещаний с руганью и обвинениями в некомпетентности, пока мы не
выработали единого мнения. К великому неудовольствию министра
Дементьева, главный конструктор НПО «Молния» Глеб Евгеньевич
Лозино-Лозинский всегда был на нашей стороне. Мудрый был человек. Вот,
например, как он положил конец спору о беспилотной посадке. Он сказал
своим управленцам, что больше к ним обращаться не станет, а попросит
сделать систему беспилотной посадки… пионеров с Тушинского аэродрома,
поскольку неоднократно наблюдал, как их радиоуправляемые модели
приземляются буквально в двух метрах от хозяев. И инцидент был
исчерпан. «Буран» тоже приземлился практически в двух метрах от осевой
линии взлётно-посадочной полосы. Кстати, название кораблю дали перед
самым стартом. До этого машина называлась «Байкал», но высокое
начальство сочло, что нужно придумать что-то посерьёзнее. Надпись
еле-еле отскребли и нанесли новую. Когда «Буран» шёл на посадку
и уже показался из-за облаков, главный конструктор Юрий Семёнов,
недавно назначенный на эту должность и не веривший в успех проекта, как
в бреду повторял: «Щас разобьётся, щас разобьётся!» (Правда, он
употреблял другое слово.) И все ахнули, когда «Буран» стал
разворачиваться, закладывая виражи. А на самом деле этот манёвр был
заложен в программу заранее - так гасилась скорость при посадке. Но
Семёнов этого нюанса, по-видимому, не знал. Полёт «Бурана» стал
мировой сенсацией, ведь американцы даже не пытались сажать свои корабли
в беспилотном режиме! Посыпались правительственные награды и поощрения.
Вот только многие участники этой грандиозной работы оказались забыты.
Да и сам проект дальнейшей поддержки не получил - страна разваливалась
на глазах. Значительные госсредства - 5 млрд. рублей - оказались
потеряны. Но модернизированный «Буран» ещё можно вернуть к жизни. В
ближайшее время будет принято решение об утверждении проекта корабля
многоразового использования. Так почему бы не вспомнить о «Буране»,
который провёл в полёте 205 минут без единой проектной ошибки?
|