Газета «Наш Мир»
Узбекистан выходит из ЕврАзЭС
Недовольство Узбекистана сотрудничеством со странами бывшего СССР, в частности, Россией и Казахстаном, привело к выходу страны из ЕврАзЭС. Подобный демарш, случившийся сразу после президентских выборов в США и отмены санкций Евросоюза, дает основания полагать, что Ташкент намерен вновь изменить свои приоритеты во внешней политике. Россия официально пока не отреагировала на решение Узбекистана, однако сам факт выхода этой страны из ЕврАзЭС вряд ли расстроит Москву - раздражение вызовет скорее непредсказуемость действий президента Ислама Каримова.
Ташкент предупредил Россию о приостановке членства Узбекистана в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) в середине октября, однако известно об этом стало лишь в начале ноября. По данным "Коммерсанта" Узбекистан недоволен сотрудничеством с Москвой, в частности, таможенным союзом между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Ташкент вообще считает ЕврАзЭс организацией не очень эффективной и предлагает объединить ее с Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), что не находит понимания у его партнеров.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, занимающаяся формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.
Решение о приостановке членства Узбекистана в ЕврАзЭС можно считать четким сигналом Западу. Несомненно, приход к власти в США нового президента Барака Обамы приведет к некоторым изменениям во внешней политике страны. В этих условиях многие государства пытаются извлечь для себя выгоду - и Узбекистан не исключение. Ташкенту, отношения которого с соседями заметно охладели, очень не хотелось бы упускать возможность продемонстрировать новой американской администрации свою лояльность.
Заинтересованность бессменного лидера Узбекистана Ислама Каримова в американцах базируется, в первую очередь, на "водном вопросе", ставшим для страны настоящей головной болью. Высыхающие вслед за обмелевшим Аральским морем реки Амударья и Сырдарья периодически вызывают споры между Узбекистаном и его соседями. В частности, в 2007 году Каримов на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) раскритиковал Таджикистан и Казахстан за чересчур активное строительство ГЭС на этих трансграничных реках и неразумное использование водных ресурсов.
Поддержки в этом вопросе внутри ЕврАзЭС Каримов не нашел. США между тем активно помогали Узбекистану решить его экологические проблемы. Еще в 1998 году при содействии USAID (Агентство США по международному сотрудничеству) и Всемирного банка было подписано соглашение об использовании ресурсов бассейна Сырдарьи. Кроме того, USAID регулярно выделяло Ташкенту гранты на его водные проекты.
Главы стран-участниц ЕврАзЭС на встрече в Сочи, 2007 год. Фото AFP
Еще одной точкой соприкосновения Вашингтона и Ташкента является узбекский газ. Как ожидается, Обама будет развивать энергетическое сотрудничество со странами Центральной Азии, что неизменно приведет к новым проектам в Узбекистане - восьмой стране в мире по добыче голубого топлива.
"Газовый вопрос" является также одним из факторов сближения Узбекистана с Евросоюзом. ЕС заинтересован в том, чтобы Ташкент присоединился к проекту газопровода Nabucco - европейской попытке диверсифицировать энергопоставки и избавиться от газовой зависимости от России. Европа уже пошла на уступки - отменив 13 октября ряд санкций против Узбекистана, введенных после беспорядков в Андижане в 2005 году. Тогда, по разным данным, от двухсот до двух тысяч человек погибли в ходе столкновений войск с мятежниками, захватившими тюрьму и ряд правительственных зданий, и их сторонниками. Европейские санкции заключались в запрете на въезд в ЕС ряда высокопоставленных узбекских чиновников, включая президента Каримова, и эмбарго на поставки оружия. В ЕврАзЭC входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Статус стран-наблюдателей имеют Армения, Молдавия и Украина.
С Андижана начались скитания Узбекистана по международным организациям. В октябре 2005 года Ташкент подал заявку на вступление в ЕврАзЭС. В начале 2006 года страну туда приняли с условием ратифицировать ряд соглашений и международно-правовых документов, что, кстати, до сих пор Узбекистаном не сделано.
Вскоре после этого Ташкент вернулся в ОДКБ, членство в котором приостанавливал в 1999 году. Тогда Каримов заявил, что "Узбекистан, став полноправным членом ЕврАзЭС, не может остановиться на полпути", так как ЕврАзЭс и ОДКБ тесно связаны друг с другом.
Кроме того, после майских событий в Андижане Ислам Каримов денонсировал несколько документов, подписанных в рамках ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдавия). Таким образом, Узбекистан отказался выполнять свои обязательства в рамках этой пронатовской организации, после чего вышел из ее состава. Ташкент был членом ГУУАМ с 1999 года, однако через три года приостановил свое членство в этой организации "из-за излишней политизации объединения" и "отсутствия реализации экономической составляющей".
Такая "смена ориентиров" объяснялась одним - желанием Узбекистана получить надежных союзников в противостоянии с Западом, крайне недовольным положением с правами человека в этой стране. Однако через некоторое время Европа осознала ценность Узбекистана для своих экономических проектов и отказалась от резкой критики, что позволило Ташкенту без ущерба для себя вновь сменить политические приоритеты.
Официальной реакции России и других стран, входящих в ЕврАзЭС, на произошедшее пока нет. Тем не менее уже ясно, что вряд ли эта организация сильно пострадает от выхода Узбекистана, так как членство Ташкента в ней было чисто формальным. Кроме того, не совсем понятно, что имели ввиду в Ташкенте, говоря о приостановке членства - дело в том, что в документах ЕврАзЭс такая формулировка отсутствует.
Ярослав Загорец
|