Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Мечеть, открытая недавно на севере Судана может оказаться одной из первых мечетей Африки и изменить сложившееся представление об истории ислама в этой части мира.
«Несколько месяцев назад школьный учитель из Хартума поехал в город Нава на свадьбу. Там он услышал о древней мечети, сфотографировал ее и написал статью в газету», - сказал профессор исламских наук Международного Университета Африки в Хартуме доктор Хасан Аль-Шаики (Hasan Al-Shaiqi).
«Я с ним связался, и поехал в Нава, чтобы самому во всем разобраться».
Приехав на место, Аль-Шаики, занимающийся изучением истории африканских сахаби (сподвижников Пророка) и таби’унов (их последователей), нашел камень с арабской надписью: «Да смилуется Аллах над Язидом ибн Аби-Хабибом».
Оказалось, что профессор более десяти лет занимался изучением истории нубийского таби и ученого, жившего в Египте во втором веке хиджры, и даже писал о нем диссертацию.
Ибн Аби-Хабиб был сыном нубийского пленника из Донгола, оказавшегося в Египте. Будущий ученый вырос в Аль-Фостате (как тогда назывался Каир) и был рабом, однако позже получил свободу, преуспев в изучении ислама, особенно хадисов Пророка.
«Часть жизнь он прожил во время правления халифа Умара ибн Абдал-Азиза, назначившего его муфтием Египта», - рассказал ученый. Когда халиф приказал собирать и записывать хадисы, Язид сыграл в этом важную роль, собрав почти 500 высказываний Пророка.
Аль-Шаики также указывает на тот факт, что среди учеников Аби Хабиба был известный египетский ученый Аль-Лаит ибн Саад, а также знаменитые среднеазиатские собиратели хадисов Бухари и Муслим.
Вклад в историю
Прибыв в мечеть, Аль-Шаики обнаружил, что и внешне и по стилю строительства она имеет разительной сходство с другой древней мечетью, расположенную в городе Донгола.
В восьмом веке мусульманский лидер Ибн Аби Сарх пытался завоевать Нубию (сегодня – территория северного и центрального Судана и юг Египта). Встретив ожесточенное сопротивление местных жителей, он подписал договор, определивший египетско-нубийские отношения на последующие шестьсот лет. Договор разрешал строительство мечети в столице Нубии Донголе.
Поскольку мечеть в Нава обранужила связь с Язидом, Аль-Шаики убежден, что здесь «необходимо провести дополнительные раскопки и исследования».
К сожалению власти Судана не уделяют должного внимания здешним исламским историческим памятникам. Ученые надеются, что открытие изменит ситуацию, равно как и представление о развитии ислама на территории древней Нубии.
«Мечеть может означать, что Язит и другие нубийцы вернулись из Египта на землю предков и принесли с собой ислам», - говорит ученый Хасан Макки (Hasan Makki). Он считает, что открытие может «перевернуть наши представления о приходе ислама в Нубию».
Ранее историки считали, что ислам пришел в Нубию в четырнадцатом веке после падения королевства Донгола. Открытие мечети может указывать на гораздо более древние корни ислама – приблизительно 7-8 в.в.