Газета «Наш
Мир»
Участники прошедших в Казани Второго фестиваля мусульманских
средств массовой информации (СМИ) и общероссийской конференции
мусульманских
журналистов, организаторами которых выступило Духовное управление
мусульман
Татарстана при содействии фонда поддержки исламской культуры, науки и
образования, подвергли состояние «профильных» масс-медиа серьезной
критике.
Исламские журналисты констатировали недостаточную оперативность,
невысокий
уровень аналитики и полиграфии, а также отсутствие видения путей
стратегического
развития мусульманских средств массовой информации в частности и всей
уммы в
целом.
Вопреки ожиданиям, фестиваль и конференция собрали
представителей всего тринадцати исламских журналов, газет и
интернет-порталов
(для сравнения, только в Татарстане, по словам муфтия РТ Гусмана
хазрата
Исхакова, выходит около двадцати мусульманских изданий), причем столицу
республики почтили присутствием московские, дагестанские и
даже казахстанские
гости. Проблемы, стоящие перед мусульманской периодикой,
обсуждали порядка
пятидесяти журналистов и экспертов.
Констатировав наличие мусульманского информационного
пространства Татарстана, Гусман хазрат Исхаков назвал его
неполноценным,
пояснив, что тому не хватает ресурсов и кадров. Он отметил важность СМИ
в деле
пропаганды правильного понимания ислама. Татарстанский муфтий даже
сравнил
журналистов с проповедниками в мечетях, подчеркнув ответственность
пишущей
братии в связи с тем, что ее аудитория охватывает миллионы как
мусульман, так и
немусульман. «Ислам иногда пытаются представить реакционной,
античеловеческой
религией, и эта тема искусственно раздувается для того, чтобы посеять
вражду
между представителями различных религиозных убеждений, — продолжил
разговор в
этом направлении руководитель управления Россвязьнадзора по РТ Анвар
Валеев. —
СМИ должны разъяснять людям, что такое ислам». Он призвал журналистов
не
ограничиваться исключительно татарской и мусульманской аудиторией,
заметив, что
мусульманское информпространство необходимо расширять. «Надеюсь, вскоре
мы
зарегистрируем не один десяток мусульманских СМИ», — заключил
он.
Как и на недавно завершившемся четвертом фестивале
мусульманского кино «Золотой минбар», перед специалистами встал вопрос,
какое
содержание вкладывается или должно вкладываться в понятие
«мусульманская
журналистика». К примеру, муфтий Исхаков полагает, что речь идет,
прежде всего,
о пишущих на духовную тематику. У заместителя председателя
Государственного
совета Татарстана Риммы Ратниковой, по профессии журналиста, подобной
ясности
нет. Она призвала «определиться с форматом» и решить, для кого все-таки
делаются мусульманские СМИ — «для широкого круга лиц или Духовных
управлений
мусульман». Видимо, находясь под впечатлением от прочитанного перед
Госсоветом
послания президента республики Минтимера Шаймиева, Ратникова определила
общей
задачей журналистов, специализирующихся на духовных темах, «вместе
успокаивать
народ, придавать ему оптимизм». В свою очередь, Анвар Валеев прочитал
отрывки
из принятого в прошлом году кодекса чести исламского журналиста,
отличающегося
от аналогичного этического кодекса светских коллег лишь ссылками на
Коран.
Рассмотрев для примера представленные на фестивале
мусульманские СМИ, можно выделить, лишь один объединяющий признак: все
они, так
или иначе, пишут об исламе. Так, черно-белая уфимская
религиозно-просветительская газета «Послание» с занудными, плохо
написанными
отчетами с различных исламских мероприятий напоминает передовицы
какой-нибудь
«Советской индустрии», а цветной казахстанский
общественно-политический «Наш
мир» посвящает значительную часть своей площади мировым и
республиканским
проблемам. Читать и то и другое издание одинаково скучно. Почему —
доходчиво
разъяснил редактор печатного органа Совета муфтиев России, газеты
«Ислам
минбаре» Ильдар Мухамеджанов. Он назвал одной из основных проблем
исламских
масс-медиа отсутствие попыток определения пути развития российской уммы
и
формирования соответствующего общественного мнения. То есть, по
большому счету,
отсутствие миссии. Мусульманские издания зачастую занимаются
исключительно
констатацией фактов, причем с заметным опозданием и, в большинстве
случаем, на
основе вторичной информации, почерпнутой из светских СМИ, подчеркнул
он. Среди
других бед Мухаметджанов назвал «хроническую финансовую
недостаточность» и
необходимость повышения профессионального уровня
сотрудников.
«Мы пишем о том, что уже произошло и к тому же спустя
некоторое время, значительно опаздывая в оперативности, — поддержал его
критический настрой председатель Лиги мусульманских журналистов России
Радик Амиров.
— Мы не знаем, что такое пресс-туры с религиозными деятелями, а
полиграфия
мусульманских газет и журналов, некоторые из которых пачкают руки
типографской
краской, нередко оставляет желать лучшего». Мусульманам следует
активнее
работать со светскими СМИ, полагает он, поскольку многие антиисламские
материалы появляются только из-за недостаточной информированности, а
вовсе не
от злонамеренности их авторов. Радик Амиров посоветовал исламским
масс-медиа
уделять больше внимания актуальным комментариям на «общие темы», не
зацикливаясь на вопросах духовной жизни. Что касается фестивалей,
подобных
казанскому, то на них неплохо бы приглашать и коллег из православных и
иудейских изданий, а не вариться в собственном соку, убежден он. Судя
по тому,
что эти слова не вызвали в зале бурного оживления, консервативность
мусульманских СМИ, вероятно, надолго останется их отличительной
чертой.
Яна Амелина
|