Газета «Наш Мир» Барак Обама практически никогда и ничем не руководил, был сенатором
штата Иллинойс и лишь первый срок является сенатором от этого штата на
Капитолийском холме в конгрессе США. В своей политической деятельности
он крайне мало касался экономики, и поэтому говорить об экономическом
курсе президента Обамы сейчас, на заре его деятельности, достаточно
трудно. Тем не менее кое-какие выводы сделать можно, анализируя его
экономические комментарии и ответы на вопросы в президентской гонке, а
также главный и, может быть, единственный более или менее системный
документ—«Экономическую повестку президента Обамы». Этот небольшой
6-страничный документ, во-первых, явно страдает популизмом, а
во-вторых, в нем превалирует внимание к текущим проблемам, а не
стратегическому курсу. Никуда не денешься от вывода: программа была
разработана исключительно для победы в президентской гонке. Первый
из шести основных разделов этого документа посвящен направлениям
стабилизации рынка ипотечного кредитования в США, ставшего пусковым
механизмом нынешнего финансового кризиса не только в Америке, но и в
мире. Здесь можно отметить, что в качестве первоочередной Обама выделил
задачу сохранения жилья—домов и квартир—за теми людьми, которые
оказались не в состоянии платить по кредитам. В программе
предусматриваются как меры по единовременной помощи людям, взявшим
кредит, так и банкам, имеющим значительное число «плохих» ипотечных
кредитов Что предлагает Обама? Создать два общегосударственных целевых
фонда Эта инициатива прежде всего сориентирована на владельцев домов,
оказавшихся неспособными платить по кредитам, если их семейный доход
составляет менее 50 тысяч долларов в год. Такое предложение может
оказаться полезным приблизительно для 10 миллионов домовладельцев и,
кроме того, приведет к экономии ими приблизительно 500 долларов в год
на уплате налогов. Одновременно предлагаются довольно строгие меры по
предотвращению финансового мошенничества с этими дополнительными
фондами. Второй раздел программы посвящен помощи среднему классу
за счет налоговых послаблений. В документе говорится, что это поможет
приблизительно 150 миллионам рабочих снизить их налоги примерно на 500
долларов в год на человека, или тысячу долларов в год на семью.
Предполагается, что первые 8100 долларов дохода вообще не будут
облагаться налогом. В силу этих причин 10 миллионов американцев вообще
не должны будут платить налоги. На мой взгляд, название этого раздела
как минимум неточное. Подходы к налогообложению Обамы и его команды
окажутся полезными только самому бедному слою населения Налоги же на
средний класс, а не только на богатых Обама скорее всего вынужден будет
поднять, иначе средств на создание предложенных фондов и в целом на
реализацию его «Экономической повестки» взять будет попросту негде. Полезна
в программе прежде всего поставленная задача упростить налоговую
систему США. Система эта складывалась исторически и является крайне
усложненной, а во многом и устаревшей. Среднему человеку требуется 28
часов, чтобы заполнить ежегодную индивидуальную налоговую декларацию.
Сложность ее такова, что большинство людей вынуждены нанимать
бухгалтеров и аудиторов, платить им серьезные гонорары. В результате
сложился целый клан людей, которые практически паразитируют на сложной
налоговой бюрократии. Предложения Обамы могут сэкономить для
американцев 200 миллионов часов только на упрощении отчетов о доходах и
2 миллиарда долларов на оплате услуг бухгалтеров. Другая
интересная инициатива Обамы—это стимулирование молодых американцев к
поступлению в колледжи и университеты. Он предлагает сделать первые 4
тысячи долларов кредита на образование для молодых американцев
необязательными к возврату. Среди популистских задач— стремление
облегчить бремя молодым семьям, у которых появляется первый ребенок.
Такая программа в Америке уже существует, но она покрывает только 35
процентов из первых 3 тысяч долларов затрат на содержание ребенка.
Обама предлагает семьям с доходом менее 50 тысяч долларов в год
возвращать 50 процентов их первоначальных затрат на ребенка за счет
снижения налогов на эту сумму. Значительная часть программы
нацелена на помощь пенсионерам, опять же с доходом менее 50 тысяч
долларов в год. Среди нескольких предложений в сфере пенсионного
обеспечения одно заслуживает особого интереса. В соответствии с ним
предполагается пенсионеров с таким доходом вообще освободить от уплаты
налогов. Такая мера может затронуть 7 миллионов пенсионеров. Другие
предложения по пенсионной реформе мне кажутся опасными прежде всего для
малого бизнеса, поскольку любое обязательное начисление работодателями
пенсий своим работникам приведет к увеличению затрат, а это неизбежно
приведет к увеличению безработицы в стране. В Америке продолжают
расти долги населения по кредитным картам. Программа Обамы
предусматривает 5-звездочный рейтинг кредитных карт в зависимости от
того, насколько они ориентированы на честное обслуживание интересов
клиентов. Чем выше процент по кредитным картам, взимаемый с клиентов,
тем меньше звезд на «погонах» кредитных карт. И это только одно из
направлений по защите прав пользователей кредитных карт, которое
предполагается ввести по программе Обамы. Специальный раздел
программы Обамы посвящен развитию системы медицинского обслуживания
населения. Сегодня около 47 миллионов американцев не имеют страховок
медицинского обслуживания. Обама предлагает ввести систему доступного
медицинского обслуживания по страховкам, что позволит средней
американской семье снизить на 2500 долларов в год их затраты на
медицинские страховки. Однако и здесь, на мой взгляд, есть проблемы.
Если эти затраты Обама намерен покрывать за счет федерального бюджета,
то он вынужден будет увеличивать федеральные налоги на более зажиточные
категории граждан. Положительным является то, что план Обамы
мотивирует рост инвестиций в производственный сектор экономики, в
обучение высококвалифицированной рабочей силы и в технологии, снижающие
загрязнение окружающей среды. Важно и то, что программа имеет
специальный раздел, посвященный возобновляемым источникам энергии. В
соответствии с этим разделом программы 25 процентов потребляемой
электроэнергии в Америке к 2025 году должно производиться на основе
использования возобновляемых источников энергии, и прежде всего на
основе развития биоэнергетики. Мотивацией в этом также будут служить
налоговые послабления как для производителей, так и для пользователей
энергии. Одной из главных проблем американской экономики является
дефицит внешнеторгового баланса. В 2008 году он достиг 7 процентов ВВП.
В целях сокращения этого дефицита план Обамы предусматривает
дипломатическое воздействие на правительства иностранных государств с
целью более широкого открытия их рынков для американских товаров. Эта
программа ориентирована на увеличение рабочих мест в США. Надо
учитывать, что и сейчас безработица в США менее 6,5 процента, что
значительно ниже, чем безработица в Европе. Особое внимание в
программе уделено воздействию на Всемирную торговую организацию (ВТО)
для снижения странами—членами этой организации государственных субсидий
экспортерам. Заключительные разделы экономической повестки Барака
Обамы посвящены мотивации инвестиций в сферу науки, высоких технологий
на основе сокращения или даже полного освобождения организаций, занятых
исследованиями и технологическими разработками, от уплаты налогов на
долгосрочной основе. Наконец, специальное внимание в программе
уделено роли рейтинговых агентств и ликвидации какой-либо их связи с
теми компаниями, для которых они устанавливают эти рейтинги. Нельзя
назвать эту экономическую повестку Обамы всеобъемлющим системным
документом. Уверен, что экономическая стратегия новой администрации
будет разрабатываться под руководством тех экономистов и финансистов,
кого президент Обама пригласит на ключевые посты в своей администрации.
Можно ожидать, что эта программа будет представлена в конгресс США в
феврале—марте 2009 года. КАНДИДАТУРЫ Кабинет переходного
периодаЗа оставшиеся до официального вступления в должность два с
половиной месяца новому хозяину Белого дома придется не только
назначить руководителей почти сотни правительственных агентств и
комитетов, но и определить состав будущего кабинета министров. Уже
сейчас можно предположить, кто войдет в «шорт-лист» кандидатов ГОССЕКРЕТАРЬ США Многие
наблюдатели считают, что этот пост может занять сенатор от штата
Массачусетс и кандидат в президенты США от демократической партии в
2004 году Джон Керри. Он не просто поддерживал Обаму в президентской
гонке, но и четыре года назад отдал ему свое право выступить на
Национальной конвенции демократов. Именно после этого выступления Барак
Обама стал новой звездой демпартии и, стало быть, начал борьбу за пост
президента. В списке также губернатор штата Нью-Мексико Билл
Ричардсон, пользующийся популярностью у испаноязычного населения США, и
два сенатора-республиканца Ричард Лугар и Чак Хэйгел. Их назначение
докажет, что новый президент готов работать вместе с бывшими
оппонентами. МИНИСТР ФИНАНСОВСписок претендентов на самый,
пожалуй, неблагодарный во время экономического кризиса пост возглавляют
два бывших руководителя финансового ведомства США в администрации
Клинтона Ларри Саммерс и Роберт Рубин. Чуть меньше шансов у главы
Федерального резервного банка в Нью-Йорке Тимоти Гейтнера и бывшего
руководителя Федеральной резервной системы США Пола Уолкера, в течение
всей предвыборной кампании числившегося главным экономическим
советником Барака Обамы. МИНИСТР ОБОРОНЫЭксперты считают, что в
ближайшие дни Обама предложит этот пост министру обороны в
администрации Буша Роберту Гейтсу. Сам Гейтс, впрочем, еще 24 октября
заявил, что после смены администрации собирается вернуться в родной
штат Вашингтон. Рассматриваются и кандидатуры бывшего командующего ВМФ
при Клинтоне Ричарда Данцига, бывшего вице-министра обороны Джона Хамри
и сенатора Джека Рида. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОРНа этот пост
претендует бывший федеральный прокурор, а ныне губернатор штата Аризона
Джэнет Наполитано и бывший заместитель генпрокурора в администрации
Клинтона афроамериканец Эрик Холдер, выполнявший функции юридического
советника Обамы. Называют имена бывшего преподавателя Барака и
Мишель Обамы, профессора юрфака Гарвардского университета Чарльза
Оглетри, губернатора штата Массачусетс Деваля Патрика и республиканца
Джеймса Коми. КЛЮЧЕВЫЕ ДОЛЖНОСТИКонгрессмен Рам Эмануэль займет
должность главы администрации Белого дома, а пресс-секретарем
президента уже назначен медиасоветник кампании Роберт Гиббс.
Руководитель аппарата сенатора Обамы Пит Роуз станет заместителем
Эмануэля. Губернатора штата Канзас Кэтлин Сибелиус считают
претендентом на пост министра образования, торговли или энергетики.
Губернатор Пенсильвании Эд Рендэлл может возглавить Министерство
транспорта, а экс-губернатор Айовы Том Вилсак—сель-ского хозяйства. На
должность руководителя управления внутренней безопасности прочат главу
комиссии по расследованию терактов 11 сентября Тима Ремера или
начальника полиции Нью-Йорка Рэя Кэлли. Адвокат и профессор
юриспруденции Роберт Кеннеди-младший может возглавить природоохранное
ведомство. Возможно, министерский портфель предложат и экс-госсекретарю
Колину Пауэллу.
|