Газета «Наш
Мир» В условиях экономического кризиса разговор об инновационных проектах многим может показаться, по крайней мере, несвоевременным. Однако это не совсем так. Нельзя сбрасывать со счетов возможности так называемых “прорывных проектов” в процессе вывода национальной экономики из стагнации.
Заслуга Казахстана в том, что он целенаправленно на протяжении многих лет поддерживает инициативы в области инноватики. Так, в 2004 г. была одобрена программа развития национальной инновационной системы в рамках программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. Инновационными проектами и созданием соответствующей инфраструктуры в Казахстане занимается целый ряд специально созданных учреждений: Национальный инновационный фонд, Инвестиционный фонда Казахстана, Фонд развития предпринимательства, Банк развития Казахстана, Центр содействия инвестициям, Центр инжиниринга и трансферта технологий, созданные для финансирования инновационных проектов, создания венчурных фондов, технопарков, бизнес-инкубаторов, организации трансферта технологий. На данный момент в Казахстане действует ряд венчурных фондов, инвестирующих интересные проекты, связанные с реальным производством.
Государство, опираясь на опыт передовых азиатских стран, совершивших экономический прорыв, приступило к созданию базы под развитие новых технологий - она располагается в свободной экономической зоне (СЭЗ) “Alatau IT City”, близ Алматы. При этом государство оставило перед институтами развития четкие задачи - создание национальных брендов, трансферт в Казахстан передовых технологий, создание соответствующего кадрового резерва. Институты развития, в лице ФУР “Казына” достаточно успешно справлялись с поставленными перед ними руководством страны задачами.
Однако настигший страну кризис заставил руководство подкорректировать общую линию. Так, в октябре ФУР “Казына” и холдинг по управлению государственными активами “Самрук”, объединившись, образовали Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”. Новому холдингу были переданы в управление госпакеты акций “Казатомпрома”, ENRC, “Казахмыса”, Казахстанской ипотечной компании, Казахстанского фонда гарантирования ипотечных кредитов, Жилстройсбербанка, а также 7 социально-предпринимательских корпораций. Совет директоров нового фонда возглавил премьер Карим Масимов. Уже 28 октября Правительство Казахстана и фонд “Самрук-Казына” вышли с предложением к четырем системообразующим банкам “Альянс”, “БТА”, “Казкоммерц” и “Народный” от имени государства купить у них 25% голосующих акций. На этот шаг было выделено еще 5 млрд. долл. Это может означать, что инновационная политика, приобретая еще более важное значение для государства, одновременно будет гораздо плотнее инкорпорироваться в общую структуру народного хозяйства. Но что самое примечательное, инновационной отрасли, по крайней мере, косвенно, дается возможность принимать активное участие в рамках антикризисных мер государства.
Между тем, внимания заслуживает и другая проблема - а именно коридор возможностей для развития инновационных отраслей в Казахстане. Важным фактором в этом отношении являются ограничения на трансферт технологий, связанный с до сих пор действующей для Казахстана поправкой Джэксона-Вэника, согласно которой со стороны США действуют ограничения на внешнеторговую деятельность. Да и в целом США не склонны кому-либо передавать технологии. Поэтому Казахстан, как и многие другие страны, осуществляет трансферт технологий преимущественно из развитых азиатских стран, например из Сингапура. Следующий фактор - это жесткая конкурентная среда. По соседству находятся Китай, Индия, занявшие прочные позиции на рынке технологий. Все это позволяет скептикам говорить о том, что удел Казахстана - это “отверточные технологии”, мол, найти свою нишу в этой области Казахстану практически нереально. И никакие венчурные фонды в этой ситуации не помогут.
Столь пессимистичный настрой части экспертного сообщества вполне оправдан. Однако смею предположить, что кризис, охвативший мировую экономическую систему, внесет свои коррективы и в эту ситуацию. Начнем с того, что в январе этого года, когда в Конгресс США был внесен законопроект об отмене поправки Джэксона-Вэника для Казахстана. Это один из признаков грядущих перемен. С другой стороны, Казахстан имеет возможность наблюдать, какая из экономических моделей ведущих мировых экономик окажется более устойчивой в кризисной ситуации. Кстати, уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что европейская модель демонстрирует большую стабильность, в силу своей гибкости и меньшей “рисковой” составляющей. К тому же Европа в большей степени открыта к обмену опытом, в том числе в технологической области, нежели США. Более того, в использовании новых технологий Европа склонна видеть не просто экологическую необходимость, а скорее экономический эффект, определяющий будущее целых отраслей. Таким образом, при том ресурсе, которое Правительство имеет виде институтов развития и умелом налаживании конструктивного диалога с Европой, инновационная политика может сыграть ключевую роль в антикризисных мерах государства.
Наталья Харитонова |