Газета «Наш
Мир» Китай сегодня — третья космическая держава после России и США. В проекте МКС китайцы не участвуют. Они хотят построить свою орбитальную станцию. В эти дни в Поднебесной завершился Международный аэрокосмический салон.
Китайцам действительно есть, что показать. За 10 последних лет работы в космической отрасли инженеры Поднебесной добились небывалых успехов — ближний космос уже покорен. Впереди — его благоустройство.
“10 лет назад мы только мечтали о космосе, но сейчас у нас уже есть свои герои космоса, есть отряд космонавтов и выход в космос”, — говорит представитель китайской космической корпорации.
На выставке было все: от спутников, ракет, космических кораблей до беруш — специальной защиты барабанных перепонок китайских летчиков и космонавтов. Все, чем могут заинтересоваться потенциальные заказчики. Китай впервые выставил на всеобщее обозрение свои секреты, о которых до недавнего времени не знал никто.
“У них есть все необходимое: есть промышленность, есть человеческие ресурсы, есть научные разработки и достижения, которые они применили в последние годы. Китай — серьезный претендент и если не на лидерство, то на достойное место в области космонавтики”, — считает заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов.
Посетителей Международной аэрокосмической выставки впечатлили перспективные технологии для исследования Солнечной системы. Это модуль для посадки на Луну — китайский луноход. Пока макет, но масштаб — один к одному. С виду впечатляет, однако такая машина не сможет передвигаться по лунному грунту — недоработана колесная база. В этом вопросе китайские ученые рассчитывают на помощь российских специалистов. Конструкция советского лунохода до сих пор считается идеальной.
Будущее космической программы Китая — ракета “Великий поход-5”. С ее помощью китайцы планируют построить и свою орбитальную станцию. Ракета будет доставлять до 25 тонн полезной нагрузки на низкие орбиты и до 15 тонн — на высокие. С такой ракетой строительство орбитального дома вполне реально.
“Она будет намного меньше тех станций, которые есть у нас, но в принципе, это уже постоянное присутствие в космосе. При этом серьезные планы они строят в плане научного космоса, а также по использованию околоземного космического пространства. Если сравнивать сегодняшние возможности российской космонавтики, ну пока мы их опережаем”, — пояснил Виталий Давыдов.
DF-4 — космическая платформа для телекоммуникационных спутников. Ресурс работы — 15 лет. Она соединяет спутниковой связью весь Китай, обеспечивает телевизионные трансляции.
А вот при проектировании солнечного телескопа у китайских ученых возникли трудности. Не удается создать оптическую систему. В этом проекте задействованы десятки научных институтов Китая.
Первый китайский тайконавт, как живой экспонат: день за днем приезжал на выставку, давал интервью, говорил о грядущем космонавтики Китая. Вспоминал тех, с кем был в космосе. “Обязательно передайте привет Юрию Лончакову от товарища Ян Ли Вея и пожелания успешной работы на станции”, — сказал Ян Ли Вей.
Пожалуй, ни в одной стране мира нет сейчас такого массового увлечения космосом, как в Китае. Повсюду макеты ракет, портреты с изображением покорителей космоса. Ну а то, как китайцы скупают открытки, конверты, марки с изображением космонавтов, просто поражает. В стране с повышенным интересом к филателии такой подарок просто бесценен.
Может, в этом и есть разгадка космических успехов Китая. Тема космоса теперь — часть национальной идеи. По данным опросов, сегодня каждый второй житель Китая желает пойти по стопам Ян Ли Вея.
Между тем, годовой бюджет космической программы Поднебесной, желающей стать Наднебесной, — два миллиарда долларов. По словам Хе Цуокуджу, профессора физики Китайской академии наук, «Компартия Китая тратит на науку лишь один процент ВНП. Я понимаю причины запуска космического корабля, но с научной точки зрения имеются области, требующие более пристального внимания. Мы испытываем нехватку энергии, наш транспорт безнадежно устарел, вы только взгляните на наши железные дороги”. То же самое говорит Хе и о планах высадки китайских космонавтов на Луну: “Необходимо сначала одеть и обуть народ и лишь затем думать о Луне. Но сейчас самое важное — это соображения международного престижа».
Но народ, даже не одетый и не обутый, тоже имеет гордость. Мы это знаем хорошо по собственному опыту. «У советских — собственная гордость. На буржуев смотрим свысока», — писал Маяковский еще задолго до Гагарина. Вот и пустыня Гоби ожила от многотысячных толп китайцев, заполнивших местность вокруг пусковой площадки. Им тоже хочется быть свидетелями того, как их космонавты начнут смотреть свысока на «буржуев».
Китай — самое населенное и седьмое по развитию экономики государство, заявляет о мирных целях в космосе и считает свои космические амбиции вполне оправданными. Вместе с тем военная сфера страны тоже растет быстрыми темпами — на несколько десятков процентов ежегодно. Это, собственно, и вызывает особое беспокойство США. Космические технологии, по словам американцев, могут помочь Китаю сместить баланс военной силы в свою пользу. Такое же опасение испытывает и Япония, видя в китайцах потенциальную угрозу для Азиатского и Тихоокеанского регионов. Токио призывает правительство ускорить развитие космической программы, с тем чтобы упредить Китай в создании постоянной орбитальной станции.
Европейские аналитики видят в развитии китайской космической программы три типа угроз. Об этом сообщила итальянская газета La Stampa сразу после запуска пилотируемого корабля «Шеньчжоу-6». Во-первых, осуществляя такие запуски, китайцы совершенствуют свою технику, которую могут применять и для ракет во время конфликтов, и в других военных целях. Вторая угроза не столь актуальна, но и не настолько далека в плане возможности ее реализации. Пекин разрабатывает способы нанесения ударов по американским спутникам и может первым нанести катастрофический по своим последствиям удар, который в докладе, подготовленном несколько лет назад по заданию министра обороны США Дональда Рамсфельда, был назван космическим «Перл-Харбором». Третья угроза, о которой уже шла речь, — посягательство Китая на лидирующую позицию в освоении космоса, которая может втянуть Вашингтон в соперничество в области мирового политического влияния.
По мнению многих экспертов, эта ситуация может обернуться пользой для тех стран, которые находятся в «политической узде» у США, поскольку в последнее время американцы слишком отвлеклись от космоса, уделяя много внимания объявленной ими «войне против террора».
|